ХАРИДЖИТЫ

ХАРИДЖИТЫ (от араб. хараджа – «выступать») – одна из самых ранних в исламе религиозно-политических группировок, образовавшаяся в ходе борьбы за власть между Али ибн Абу Талибом и Муавией, родоначальником династии Омеййадов. В июле 657 г. в битве при Сиффине Али, будучи предельно близок к окончательной победе, согласился на предложенный Муавией третейский суд, лишившись тем самым возможности закрепить победу. Разочаровавшись в Али как в вожде, группа бывших сторонников начала вооруженную борьбу как против Муавии, так и против него. Тем самым было положено начало хариджитскому движению. В литературе хариджиты упоминаются и под другими названиями: мухаккима, шурат, марикуна. Впоследствии хариджитами называли всех, кто выступал против «законных» правителей. С самого начала среди них не было единства ни в религиозном, ни в военно-политическом отношении. Источники называют более 20 хариджитских общин, действовавших в разное время и в разных краях Халифата. Наиболее значительные из них – азракиты, ибадиты и суфриты. Соперничество между ними ослабляло хариджитское движение в целом. Тем не менее, мощные выступления хариджитов в Ираке, Иране, Аравии, Северной Африке держали в постоянном напряжении центральную власть. Хариджиты внесли большой вклад в разработку исламской догматики. Они находились в жесткой оппозиции как к суннитам, так и к шиитам, выработали свое учение о верховной власти, противопоставив его как суннитской теории Халифата, так и шиитской доктрине имамата. Хариджиты признавали безусловную выборность главы религиозной общины (уммы), не придавая никакого значения происхождению кандидата. Условиями правомочности претендента на власть в мусульманской общине (государстве) они считали строгое следование Корану и Сунне, справедливое обхождение с людьми и способность с оружием в руках выступить против несправедливого правителя. Хариджиты признавали возможность существования более чем одного имама в разных частях исламского мира и право за  каждой общиной на избрание своего имама (халифа) и на его смещение, считали имамов только уполномоченными общины, которой принадлежит суверенная власть. При этом выступление против незаконного или несправедливого имама с оружием в руках вменялось в религиозную обязанность мусульманина. В вопросах веры они были поборниками неукоснительного исполнения религиозных предписаний. Исходя из того, что истинная вера определяется поступками, хариджиты объявляли вероотступниками всех, кто совершил «тяжкий» грех (кабира), и предписывали убивать их. Исходя из представления о том, что вера определяется действием, хариджиты (в отличие от большинства мусульман, прежде всего суннитов) считали таких людей вышедшими за рамки ислама (кафир) и вероотступниками. С такими людьми, с точки зрения хариджитов, необходимо вести священную войну (джихад), и пролитие их крови не только разрешалось, но и приветствовалось. Жестокость и крайний фанатизм хариджитов сужали социальную базу их движения, что, в конечном счете, привело к его поражению. Однако выработанная хариджитами особая, отличная от общеисламской логика религиозного мышления, социального поведения и политического действия впоследствии воспроизводилась как в Новое время (прежде всего, в движении ваххабитов в Аравии), так и в деятельности некоторых современных «исламистских» группировок. Теоретической реставрацией идеологии хариджизма можно считать и концепцию «обвинения в неверии и ухода от мира», разработанную в середине XX в. идеологами радикального крыла движения «Братьев-мусульман» (Саййид Кутб, Мухаммад Кутб). В настоящее время хариджиты уже не столь многочисленны (около 1 млн. человек). Они представлены ибадитами в Омане и некоторых районах Северной Африки.

 
PR-CY.ru