Словарь по исламу Х ХАРАВИ НАЗИМ

ХАРАВИ НАЗИМ

ХАРАВИ НАЗИМ (1601–1671 гг.) – поэт. В юности он занимался кузнечным делом, поэтому его поэзия была известна в кругах, к которым поэт принадлежал: городских, преимущественно ремесленных. Затем его приблизил к себе наместник Хорасана, но демократический характер и вольнолюбивая направленность в его стихах остались. Войдя в придворную литературную среду и выполняя заказы своих покровителей, Назим, однако, никогда не смешивал себя с толпой придворных льстецов, которые, по его словам, «упорно пустословят и гарцуют на лжи». Панегирики занимают очень небольшое место в его творчестве. Основной жанр – любовная лирика, с заметным суфийским налетом (см. Суфизм), и философско-дидактическая лирика, которая свидетельствует о большом воздействии на него свободомыслия последователей «индийского стиля». Однако и здесь Назима больше всего привлекали гуманистические и социальные мотивы, его обращенность к реальной, земной жизни. В своих газелях поэт воспевает гордого человека, сознающего свою силу даже перед «небесными созданиями». Но таким человеком не может быть лишенный сострадания к униженным, к тем, кто в тяжелом труде «становится желтым, как соломинка». Образы Судьбы и Неба, которые обрушивают «всевозрастающие потоки» на обездоленных людей, часто встречаются в стихах Назима и символизируют хозяев жизни – носителей власти: «Тираны областей натянули луки угнетения». Значительное место в его поэзии занимает обличение невежественных мулл, лживых религиозных проповедников, жадных шейхов. Выпады поэта против образа жизни представителей духовенства кажутся особенно резкими на фоне его проповеди таких моральных качеств, как правдивость, милосердие, стремление к совершению добрых дел и к щедрости. Стихи Назима привлекают простотой языка и стиля, столь редкой при возраставшей в то время усложненности изобразительных средств. Его творчество было очень популярным и в Хорасане, и в Средней Азии. Оно свидетельствует, что и в тяжелых условиях наступления феодальной реакции гуманистическая мысль продолжала жить в произведениях иранских поэтов. Лишь к началу XVIII в., когда Иран в результате феодальных усобиц, народных восстаний и непрерывных войн пережил глубокий экономический и политический кризис, литературная жизнь в стране почти полностью замирает.

 
PR-CY.ru