ХАНАКА

ХАНАКА (перс. ханагах, хангах) – суфийская (см. Суфизм) обитель, место совместного проживания членов суфийского братства (см. Тарикат), где происходят также радения и обучение послушников; странноприимный дом для странствующих дервишей. На западе мусульманского мира аналогичные заведения обозначались термином «завийа» (араб., букв. «угол»). Институт ханаки возник в восточных, ираноязычных регионах мусульманского мира – Хорасане (Восточный Иран) и Мавараннахре (Средняя Азия) на рубеже IX–X вв. Прообразом ханаки стали, вероятно, манихейские монастыри. С конца X в. она превращается в постоянно действующее учреждение, связанное с определенной школой и определенным наставником (см. Муршид), являющееся центром обучения мюридов. Некоторые из них становятся местом захоронения суфийских шейхов, признанных святыми (вали), и, наоборот, образовывались при уже существовавших захоронениях. Во второй половине XI в. в связи с сельджукскими завоеваниями институт ханаки распространяется в Ираке, Сирии, Египте, Хиджазе. Будучи изначально независимыми от властей учреждениями, ханаки играли важную роль в процессе социальной интеграции общества. С XII в. они становятся центрами суфийских братств или орденов и объединяют не только полноправных членов братства, но и ассоциированных, например, ремесленные корпорации, которые их финансируют. Благодаря этому ханаки становятся объектом влияния правящих на Ближнем Востоке династий и превращаются в официальные институты, контролируемые властями. К западу от Египта, в Северной Африке (Магрибе) суфийские обители назывались «завийа» и, как правило, были неподконтрольны властям. Кроме того, существовал тип военно-религиозного поселения – рибат, представлявший собой военизированную ханаку, также неподконтрольную властям. С XVI в. под влиянием османского завоевания суфийские обители начинают называться «текке». Все типы суфийских обителей включали в себя, как правило, мавзолей святого шейха – основоположника или покровителя братства, помещения для молитвы (мечеть), зал для радений, жилые помещения для шейха и мюридов, часто странноприимный дом. В Средние века ханаки, расположенные на периферии исламского мира, обладали тесными связями с сельскими жителями и кочевниками, благодаря чему происходило распространение и укрепление ислама среди кочевого тюркского населения Средней Азии, Северной Африки, а также в субсахарской Африке, Индии и других регионах.

 
PR-CY.ru