Словарь по исламу Х ХАДЖЖ

ХАДЖЖ

ХАДЖЖ (букв. – «направление», «намерение», «устремление в определенное место и время», «цель») – паломничество в Мекку, главное культовое действие ислама, один из его столпов. Хаджж – это особый обряд поклонения Аллаху. Каждый мусульманин, имеющий возможность, должен, по крайней мере, раз в жизни совершить паломничество в Мекку к Каабе и горе Арафат, местам источника единобожия. Если он сам почему-либо не способен сделать это, то может послать вместо себя «заместителя» (вакиль аль-хаджж). Этот обычай восходит к доисламской религиозной практике, однако пророк Мухаммад придал ему новое значение своим «прощальным паломничеством» в 632 г. Хаджж стал считаться обязанностью мусульман после разрыва Мухаммада с иудеями Медины, когда Кааба была объявлена киблой. Хаджж совершается в месяц зу-ль-хиджжа по мусульманскому лунному календарю и состоит из серии обрядов, которые называются манасик аль-хаджж. Караваны паломников прибывают ко входу на священную территорию, куда запрещено входить немусульманам (см. Запреты в исламе), к 7-му числу месяца зу-ль-хиджж. Хаджж начинается с ритуального омовения, обрезания волос и ногтей и обряда ихрама – приведение себя в состояние ритуальной чистоты, символом которой является одежда паломника, состоящая из двух кусков белой, одинаковой для всех материи, один из которых оборачивается вокруг бедер, а другой накидывается на плечи; для женщин обязательно покрывало на голову. Паломник не должен снимать их до окончания паломничества. После обряда очищения, надев ихрам, паломники выполняют обряды «малого паломничества» (умра): совершают обход Каабы (таваф), целуют «черный камень» в мечети Харам, молятся, пьют воду из священного источника Замзам и семь раз пробегают между холмами ас-Сафа и ал-Марва. На следующий день, запасшись водой, все отправляются к долине Арафат, расположенную в двадцати километрах от Мекки. Здесь паломники приступают к центральному обряду хаджжа – стоянию (вукуф) у скалы Арафат, которое продолжается до захода солнца, слушают проповедь (хутбу), молятся. «Малое паломничество» необязательно для мусульманина и может совершаться в любое время года. «Великое паломничество» (центральный обряд хаджжа) начинается в полдень 9-го зу-ль-хиджжа, в седьмой день последнего месяца мусульманского года, после ночевки под открытым небом. Проведя ночь на горе наедине с Богом, паломники совершают переход бегом к святилищу Муздалифа, где они проводят ночь у ярко освещенной мечети в молитвах, а затем с рассветом отправляются на заключительный ритуал в Мину, где бросают камешки в столбы, символизирующие Иблиса, преграждавшего, по преданию, путь Ибрахиму. Именно здесь проводятся жертвоприношения в память Ибрахима (Авраама) животных, купленных тут же у торговцев и бедуинов. После чего верующие возвращаются в Мекку, где завершают паломничество. Хотя обязательные обряды хаджжа не предписывают посещение Медины, где находится могила пророка, паломники предпочитают побывать там и поклониться святым местам этого города. Все обряды надлежит завершить в 10-й день зу-ль-хиджжа, который считается началом важнейшего  праздника ислама – Ид аль-адха (Курбан-байрама). В этот день каждая мусульманская семья приносит в жертву барана в духовном единении с паломниками. Совершивший паломничество получает титул «хаджи» и право носить зеленую чалму; он считается освобожденным от грехов. Однако паломничество имеет не менее важное значение для сближения верующих, прибывающих со всех четырех сторон света в священный центр, где воплощается опыт живой универсальности уммы. Являясь своеобразной формой идеологического единения мусульман, хаджж играл важную историко-культурную и социально-политическую роль в средневековом мусульманском мире. Свое идеологическое и политическое значение он сохраняет и в настоящее время. Считается, что хаджж смывает грехи мусульман, но самое важное его предназначение в том, чтобы их души постигли истинную суть служения Аллаху, которая и стала бы определять их поведение и их жизнь.

 
PR-CY.ru