ФЕТВА

ФЕТВА, фатва (араб.) – авторитетное заключение по какому-либо гражданскому или религиозному вопросу с точки зрения правовой логики, имеющему отношение к нормам фикха или общим принципам шариата, которое дает муфтий, факих или другой специалист по религиозно-правовым проблемам в ответ на обращение кади, государственных органов, а также отдельных лиц или частных организаций. Как правило, фетва формулируется на основе выводов той религиозно-правовой школы (мазхаба), к которой принадлежит вынесший ее муфтий или факих. Составленные в разное время многочисленные сборники фетв отражали практику осуществления норм фикха в поведении мусульман. Некоторые из них признавались государством и использовались им при подготовке законов. В первые века ислама фетвами назывались разъяснения по различным правовым вопросам, сделанные сподвижниками пророка Мухаммада. Впоследствии термин «фетва» стал применяться по отношению к специальным заключениям, которые выносили авторитетные факихи по тем или иным спорным или трудноинтерпретируемым вопросам мусульманского права. Фетва могла быть результатом самостоятельной теоретической разработки факихом какой-либо проблемы (иджтихад) или ответом на запрос по случаю, имеющему принципиальное значение. В таком виде наиболее ранние фетвы представляли собой экспертные оценки правовых казусов, не имевших прецедента в практике пророка или его сподвижников. Результаты подобной экспертизы имели прямое влияние на вынесение кади тех или иных судебных решений и, в свою очередь, становились прецедентами для вынесения фетвы в последующем. Наряду с прямыми богословско-правовыми дискуссиями они были фактором, формировавшим консенсус (см. Иджма) общины по тем или иным вопросам фикха и выявлявшим разногласия (ихтилаф) по другим вопросам. При Омейядах правители стремились оказывать влияние на вынесение фетвы, с чем связано возникновение института муфтиев. В Средние века особое значение имела фетва главного муфтия государства (например, шейха уль-ислама в Османской империи), в частности его заключение о соответствии принимавшегося властями законодательства принципам ислама. Фетвы муфтиев, которые официально назначались для консультирования кади, служили формальной основой решения дел шариатскими судами. Заключения частных муфтиев и факихов ориентируют лиц, обращающихся к ним за фетвой, на выбор определенного варианта поведения. Причем выполнение предписания, содержащегося в такой фетве, обеспечивается преимущественно авторитетом вынесшего ее лица и опирается на религиозное сознание верующего. В отличие от решения кади, принимающего во внимание только внешнее поведение человека, фетва муфтия учитывает также религиозные мотивы поступков и поэтому обращена, прежде всего, к религиозной совести мусульманина. Поскольку фетва является экспертной оценкой конкретной ситуации с точки зрения ислама, выносимой конкретным муфтием или группой факихов, она носит справочный характер и не влечет за собой прямых юридических последствий. Теоретически конкретная фетва может быть оспорена другим факихом, если он найдет корректные, с точки зрения факиха, аргументы для ее опровержения. В настоящее время в большинстве исламских стран сохраняется должность верховного (главного) муфтия, фетвы которого не только содержат решения по конкретным вопросам на основе предписаний фикха, но и нередко касаются важных проблем государственной и общественной жизни. В ряде стран созданы специальные государственные ведомства или действуют особые органы при известных религиозных учебных заведениях (например, коллегия крупнейших улемов при университете Аль-Азхар в Египте), которые выносят фетвы с авторитетными оценками тех или иных событий и фактов.

 
PR-CY.ru