ФАЛСАФА

ФАЛСАФА (араб. – философия) – философия мусульманского Средневековья, ориентированная на античную модель. В IX в. по инициативе халифов Харуна ар-Рашида и ал-Мамуна в Халифате начался перевод античных авторов. Отдавая должное Платону и другим древнегреческим мыслителям, представители фалсафы главным достижением считали учение Аристотеля, поэтому их часто называют восточными перипатетиками. Основное содержание фалсафы составляли идеи единства бытия, безначальности и вечности мира и подчинения его действию естественных законов. Нацеленная на «земную» жизнь человека, фалсафа была связана с развитием наук о природе, выработкой научных методов исследования и утверждением рационалистического мировоззрения, выдвижением разума в качестве мерила истины, а логики – в качестве способа получения ее обоснования. Наиболее крупными представителями фалсафы были аль-Кинди, аль-Фараби, ар-Рази, Ибн Сина, Ибн Баджжа, Ибн Рушд. В лице аверроизма (учения Ибн Рушда) фалсафа оказала влияние на европейскую философию Средневековья. Реакция традиционной мусульманской мысли последовала в лице аль-Газали, который написал «Опровержение философов». Ибн Рушд в ответ на это полемическое сочинение написал «Опровержение опровержения». В отличие от мусульманской традиции, метод фалсафы был основан не на предании, а на философской рефлексии. Поэтому последний период ее развития характеризуется слиянием с каламом. Однако и от калама, который оперировал науками о предании, ее отличали рационалистические науки. Важную роль в становлении фалсафы сыграл рациональный метод мутазилитов. Их учеником был ал-Кинди, почти не имевший собственных оригинальных идей, но прославившийся как комментатор. На Западе, в мусульманской Андалусии второй этап в развитии фалсафы представлен трудами Ибн Баджжи, Ибн Туфайла, Ибн Рушда. Они утверждали, что истина должна быть выведена с помощью достоверных посылок, что благодаря логическим построениям человек, исходя из полученного опыта, способен познать весь универсум. Начиная с аль-Фараби, поднимается вопрос о соотношении философии и религии. Он считал, что религия – это знание для широких масс (ал-амма), между тем как философия предназначена для избранных (ал-хасса). Ибн Рушд окончательно развел религию и философию, а последним шагом стало сведение им Бога к перводвигателю, вращающему мироздание. Наивысшим благом обладает Первоначало, поэтому счастье обретается на пути к нему через познание доброго и злого. Человек, которому удалось осуществить это – совершенный (тамм, камил). Поскольку человек одновременно является политическим существом, для стремления к счастью ему необходимо знание гражданской науки. Общество подобно мирозданию и руководствуется своими законами.

 
PR-CY.ru