Словарь по исламу Д ДРУЗЫ

ДРУЗЫ

ДРУЗЫ (самоназвание ал-муваххидун – «исповедующие единобожие») – приверженцы одной из шиитских общин (см. Шиизм), возникшей в начале X в. Они проживают в горных районах, главным образом Ливана и Сирии, и имеют ряд особенностей быта и культуры. Название общины восходит к имени исмаилитского миссионера (даи) Мухаммада ибн Исмаила ал-Дарази, находившегося на службе у исмаилитского халифа в Египте аль-Хакима (правил в 996–1021 гг.) и впервые выдвинувшего тезис о его божественности. Проповеди ал-Дарази (у самих друзов – Наштакин) не получили поддержки в Египте, но нашли одобрение у сирийско-ливанских горцев. Он был обвинен в проповеди учения о переселении душ (танасук) и в вольнодумстве (ибаха). Традиция считает, что ал-Хаким назначил ал-Дарази имамом, но тот оспорил это, поэтому стал отступником. После исчезновения ал-Хакима друзскими идеологами было объявлено о его сокрытии (гайба) и грядущем пришествии. Следующий халиф ал-Захир начал преследование друзов, поэтому они обосновались в горах Ливана, и вплоть до Новейшего времени друзские правители контролировали часть горного Ливана. По религиозным догматам друзы близки исмаилитам, но их доктрина окончательно оформилась Джамал ад-Дином Абдаллахом ат-Танухи (1417–1479 гг.). Друзы верят в единого Бога, многократно являвшегося в человеческом облике. Каждое воплощение Бога сопровождалось появлением (также в человеческом облике) первого и совершеннейшего из его творений – Мирового Разума. Они верят также и в переселение душ: вечность души реализуется через переход из одной телесной оболочки в другую (танасук). При этом поступки не влияют на следующее воплощение. Друзы разводят божественную (лахут) и человеческую (насут) природы. Человек не способен познать Бога, который для этого явлен в человеческом обличье под именем Алийй. Кодификация священных текстов известна как  «Расаил ал-хикма» («Послание мудрости»). Большинство текстов – анонимно, но считается, что главная заслуга в создании религиозной доктрины друзов принадлежит Хамзе, которого считают последним воплощением Мирового Разума. Доктрина таухида (исповедание единобожия) является завершающей по отношению к суннизму (людям Откровения)  и шиизму (людям толкования). Учение друзов носит тайный (эзотерический) характер. Его знает лишь та часть общины, которая называется уккал («разумные»), остальные именуются джуххал («неведающие»), причем в их число могут входить люди, занимающие высокое общественное положение: крупные землевладельцы, чиновники и т.д. Только «разумные» собираются для совершения богослужения в ночь с четверга на пятницу в специальных культовых помещениях, называемых «халва». Непосвященные имеют право участвовать в собраниях (маджалис). Высшими религиозными авторитетами друзов являются аджавиды («совершенные»). Их религиозная практика приняла ханафитскую систему (см. Ханафиты) с некоторыми изменениями: непризнание пищевых запретов, принятых в исламе, особый религиозный праздник (ид), общая молитва в собраниях в четверг. Существует семь заповедей и семь обязанностей. Широко распространена практика паломничества к усыпальницам пророков и святых (зияра). Основная часть общины занята земледелием, численность свыше 500 тыс. человек. Друзы проживают не только в Ливане и Сирии, но и в Иордании, Израиле, а также в Африке, Юго-Восточной Азии, на Филиппинах, в Латинской Америке, Австралии, США и Канаде. В общественно-политической жизни Ливана они играют немалую роль. В 1949 г. была основана Прогрессивно-социалистическая партия, основную базу которой составили представители друзской общины. Основатель этой партии и первый ее председатель – видный политический деятель Джумблат. Друзская община Ливана имеет свою фракцию в парламенте.

 
PR-CY.ru