ДЖИНН, джинны

ДЖИНН, джинны – в исламской мифологии сверхъестественные существа, духи, живущие параллельно с человеком, обладающие разумом и, как правило, злые, враждебные ему. Они были известны еще в эпоху язычества (см. Джахалийа) как неолицетворенные божества, которые обитали в пустынях, горах, среди руин, а также в камнях и деревьях. Считается, что джинны населяли Землю еще до появления человеческого рода. Жители Мекки подчас сравнивали их с Аллахом, считая их его родственниками, и ставили рядом с ним. Джиннам приносили жертвы, а в трудные минуты взывали к их помощи. Считалось, что поэты-прорицатели, произносившие стихи или речения в виде ритмизованной прозы (садж) в состоянии религиозного экстаза, были одержимы джиннами (маджнун). Считалось также, что у каждого поэта был свой индивидуальный джинн. Такую же функцию выполняли шайтаны. Согласно Корану и мусульманской традиции, джинны были созданы Аллахом из бездымного огня до появления человека и выглядят, как воздушные огненные тела, наделенные разумом. Они способны принимать всяческие формы и исполнять повеления, а также сближаться с людьми. Отсюда кораническое выражение «сонм людей и джиннов», что подразумевает у них наличие свободы выбора. Всевышний дал им свободу выбора (как и человеку), поэтому среди них есть как уверовавшие и покорившиеся Единому Богу, так и ослушавшиеся, возгордившиеся. Некоторые из них уверовали в пророка Мухаммада, другие же продолжали совершать злые деяния и примкнули к шайтанам. Поэтому некоторые из них связаны с Иблисом. Эти джинны сбивают людей с правильного пути, насылают невзгоды и болезни. Иногда эти две категории ведут между собой войны. Богословы, не отрицая их существования, все же считали сведения о них плодом суеверий. В дальнейшем мусульманская традиция образ джиннов использовала в качестве метафоры. У суфиев (см. Суфизм) огненная природа джиннов часто понималась как тонкая сущность, стоящая над материей. Так, у ас-Сухраварди царь джиннов олицетворяет разум. Чтобы лицезреть его, надо отречься от всего мирского. Некоторые авторы приводят сведения о городе джиннов, где правит царь. Наиболее подробные сведения о джиннах можно почерпнуть из фольклора, где они являются хранителями несметных богатств. В Коране приводится история о том, как они были вынуждены работать на царя Соломона, в частности строить ему храм и дворцы, перенести трон царицы Савской. Наиболее популярен сюжет о строптивых джиннах, заточенных Соломоном в сосуд, либо какой-нибудь предмет (часто перстень). Будучи выпущенными, они обязаны служить своему спасителю, реже – пытаться расправиться с ним. Мусульманская магическая практика в течение веков разрабатывала ритуалы, целью которых было подчинение джиннов человеку и использование их способностей для конкретных нужд. Существует целый жанр руководств по их покорению. Известны истории любви между джинном и человеком. После распространения ислама джинны прочно вошли в мифологию многих мусульманских народов и, ассоциировавшись с местными персонажами, обрели ряд новых особенностей. Как правило, различают три типа джиннов: силат, ифрит и гул.

 
PR-CY.ru