Словарь по исламу Д ДЖАХМ ибн САФВАН Абу Мухриз

ДЖАХМ ибн САФВАН Абу Мухриз

ДЖАХМ ибн САФВАН Абу Мухриз (ум. 745 г.) – ранний богослов-джабрит (см. Джабриты), идеолог хорасанских мурджиитов (джахмитов). Учился у Джада ибн Дирхама, который, согласно традиции, первым заявил о сотворенности Корана. Когда его патрон ал-Харис восстал против омейядского наместника Хорасана Насра ибн Саййара, попал в плен и был казнен в г. Мерве незадолго до самого ал-Хариса. Учение Джахма ибн Сафвана основано на мутазилитском учении (см. Мутазилиты). Он был известен своими диспутами с мутазилитами-антропоморфистами и мурджиитами, писал «опровержения» на своих оппонентов. Как и мутазилиты, Джахм ибн Сафван отрицал предвечное существование божественных атрибутов, был против уподобления человеческих и божественных атрибутов и поэтому не признавал за Богом тех качеств, которые можно приписать человеку. Он утверждал, что только за Творцом остаются такие атрибуты, как «всемогущий», «действующий», «творящий», человек же не способен действовать самостоятельно, он пассивен, его действия творятся Богом. Действия человека подобны действиям в природе: человек действует так же, как течет вода, плодоносит дерево или восходит солнце. Вера – это всего лишь знание о Боге, неверие – незнание о нем. Поэтому вера не может иметь разную силу у разных людей. Она одинакова у пророка и у простого верующего. Отрекшийся от Бога не утрачивает своего знания о Нем, а значит, не впадает в состояние неверия. Как и мутазилиты, Джахм ибн Сафван отрицал несотворенность Корана и возможность лицезрения Бога, не признавал существования бесконечного движения, а, следовательно, вечность рая и ада. Это положение вызывало наибольшую критику. Его фигура привлекала внимание таких мыслителей, как ал-Ашари, аль-Багдади, аш-Шахрастани. В начале XI в. в Нихавенде действовала школа джахмийи, которая известна главным образом по большому числу «Опровержений» (Ахмада ибн Ханбала, Ибн Кутайбы, Ал-Дарими и др.). Часть джахмитов примкнула к ашаритам.

 
PR-CY.ru