ДЖАМИ МАВЛАН НУРИДДИН АБДУРРАХМАН ИБН АХМАДА

ДЖАМИ МАВЛАН НУРИДДИН АБДУРРАХМАН ИБН АХМАДА (1414–1492 гг.) – великий таджикско-персидский поэт, ученый и суфий. Сын простолюдина (выходца из Исфагана), он родился в Харджирде, области Джам (Хорасан). Еще в детстве переехал с родителями в Герат, где и прожил всю жизнь. Учился сначала в гератской, а затем в самаркандской медресе, поражая блестящими способностями. Джами не захотел продолжать деятельность деда и отца (знатоков юриспруденции шариата), а примкнул к суфийскому (см. Суфизм) братству накшбандийа. Он стал последователем (мюридом) главы братства, а потом и сам – суфийским шейхом. Уже в зрелом возрасте был приглашен ко двору в столицу Хорасана Герат, где под покровительством просвещенного султана-тимурида Хусейна Бейкара и его знаменитого визиря Алишера Навои осуществилась литературная деятельность Джами. Его творчество вобрало в себя самые противоречивые течения, но еще при жизни он был признан величайшим поэтом мусульманского мира. Наследие Джами очень велико: трактаты на богословско-суфийские темы, комментарии к классикам суфийской литературы, работы по поэтике, стилистике, грамматике, музыке и истории (свыше 30 сочинений; по другим данным – около 100). С переходом в 1469 г. Мавераннахра к детям Абусаида, а Хорасана –  к потомкам Умаршайха, империя Тимура распалась. В этот период наиболее крупным владельцем Хорасана был Султан-Хусейн (Бабур), установивший относительно прочную власть и около сорока лет правивший в Герате, значение которого в культурном отношении стало возвышаться после убийства Улугбека. Герат был расположен на стыке больших торговых путей, на его базарах велась торговля товарами как местного производства, так и доставленными из Китая, Индии, Ирана, Мавераннахра, Западной Европы, России. Во владения Султан-Хусейна входили также Закаспийская область и Хорезм. Его стольный град становится прославленным центром умственной деятельности эпохи, в нем наблюдается значительный подъем культуры, проявившийся в развитии поэзии, миниатюрной живописи, каллиграфии, музыки, танца и других видов искусства, причем заметную роль в этом процессе играли ремесленные слои общества. Разумеется, гератская культура того времени не была результатом творчества только периода правления Султан-Хусейна, а представляла собой синтез культурного наследия саманидской и других эпох, вобрала в себя культурные достижения многих областей мусульманского Востока. Существенное влияние на развитие литературы и искусства этого периода оказало знакомство Абдуррахмана Джами с Алишером Навои, которое переросло в глубокую привязанность, соединяющую их в течение всей жизни. Вокруг них группировались поэты, ученые, историки, художники, каллиграфы, архитекторы, они были инициаторами больших собеседований, литературных диспутов. Джами написал биографический трактат «Дуновение тесной дружбы из чертогов святости», в основу которого легли «Разряды суфиев» Ансари – источник первостепенной важности для историка литературы и суфизма, а также ряд трактатов по литературе и искусству («Трактат о рифме», «Трактат о музыке», «Трактат об арабской грамматике»), в поучение сыну составил поэтическую антологию «Бахаристан» («Весенний сад»). Кроме того, при моральной и материальной поддержке Абдуррахмана Джами и Алишера Навои было создано 57 различных исторических и научно-теоретических сочинений, появившихся в культурном круге Герата.

 



 
PR-CY.ru