ДЖАБРИТЫ, джабариты

ДЖАБРИТЫ, джабариты (от араб. джабр – «принуждение») – название, данное оппонентами сторонникам доктрины предопределения в исламе. В противоположность кадаритам они считали единственным реальным деятелем (фаил хакики), причиной происходящих в мире событий Бога, в том числе исходящих от людей. Человек лишь понуждаем к действиям, а не совершает их свободно. Отсюда вытекало признание легитимности любой власти, в том числе Омейядов. Таких взглядов придерживались мыслители из разных школ. Ранние мыслители (ал-Ашари и ал-Багдади) не выделяли их в отдельную группу, в отличие от поздних. Аш-Шахрастани разделил их на «истинных» (джахмиты) и «умеренных» (надджариты и дирариты). Умеренное направление среди джабритов образовывали сторонники религиозно-этической концепции касба (араб. – «присвоение»), занимавшие компромиссную позицию по отношению доктринам кабаритов. Расхождения в толковании источника человеческой воли и способности (сотворены они Богом или нет, а также их роли в осуществлении действий) породили различные варианты концепции касба. Еще на ранних этапах развития исламской теологии (см. Калам) бывшие мутазилиты Дирар ибн Амр и Хусейн ан-Наджар (конец VIII – начало IX в.) утверждали, что в осуществлении человеческих действий участвуют два «действователя» – Бог, который их творит, и человек, который их «присваивает». Но если, по Дирару, способность человека к «присвоению» и сам акт «присвоения» – производное от его свободной воли (и в этом смысле он является подлинным инициатором касба), то, согласно ан-Наджару, эта способность и этот акт творятся Богом в человеке вместе с сотворением действия, ввиду чего человека можно назвать инициатором касба лишь в «переносном смысле». В учении ал-Ашари о касбе роль воли и способности человека в «присвоении» осталась неясной, но у некоторых ашаритов намечается тенденция к акценту на роль человеческой способности в касбе. Ал-Матуриди определил их как джабритов. Аш-Шахрастани придерживался противоположного мнения. По теории касба у аль-Газали, человеческие действия занимают промежуточное положение между естественными (т.е. осуществляющимися по чистому «принуждению») и основанными на чистой свободе выбора (т.е. действиями Бога).

 
PR-CY.ru