ДЕРВИШ

ДЕРВИШ (перс. – «нищий, бедняк») – общий термин для обозначения полноправного члена суфийского братства (см. Тарикат), синоним слова «суфий». Термин появился около середины XI в. в персоязычной среде неформальных кружков мистиков еще до возникновения организованного в братства суфизма. Нищета со времени зарождения подвижничества (зухд) символизировала отказ от мирских благ и безраздельное упование на Бога (тавакулл). В Иране, Средней Азии, Индии и Турции слово «дервиш» употребляется также в более узком значении – нищенствующий бродячий мистик-аскет, не имеющий личного состояния (каландар). Этим подчеркивается тот особый смысл, который придавался в суфизме учению о добровольной бедности и довольстве малым. Между тем в Иране и Индии любого мистика, в том числе немусльманина, часто называли «факиром». Все дервиши, независимо от учения, практики и ритуала барств, к которым они принадлежали, разделялись на две большие группы: 1) бродячие, постоянно странствующие, т.е. те, кто приобщился к тарикату, но продолжают оставаться в миру и 2) давшие обет (тикрар) – постоянно живущие в обители (ханака, рибат, завийа, такийа) под руководством старца (шейха, пира). Место в братстве определяла инвеститура (т.е. «рукоположение»), однако суфии постоянно подчеркивали, что ритуальное облачение не играет никакой роли. С наступлением весны многие дервиши отправлялись в странствие, хотя это установление не было обязательным. Были в ходу различные названия для членов дервишской общины: йаран (близкие друзья), ихван (собратья), фукара (нищие). В ряде братств разрешалось давать посвящение женщинам. Дервиши проживали, как правило, в отдельных кельях (худжра). Посвящение заключалось в облачении послушника в хирку (плащ с капюшоном) и возложении рук пира на его голову. Имелись и другие ритуалы (опоясывание, надевание дервишского колпака, вдевание серег и т.д.). Производил посвящение шейх обители. Дервиш имел право участвовать в собраниях и в коллективном зикре. Кроме участия в общих церемониях дервиши практиковали индивидуальное подвижничество (халва), умерщвление плоти, сорокадневное уединение (арбаин). Преданность шейху и готовность исполнять все указания считались нормой поведения дервиша, где бы он ни находился. Дервиш не должен был переходить от одного шейха к другому. Шейх передавал каждому дервишу вирд (тайное моление братства), который нельзя было открывать никому без согласия шейха. Он же выдавал рядовому дервишу разрешение (иджаза) на ведение самостоятельной духовной практики (вне обители). Заместители шейха получали от него также письменное разрешение, подтверждающее их право принимать новых членов в братство, устраивать радения и другие церемонии, руководить обрядовыми действиями. Основными духовными занятиями дервиша были зикр и сама. Каждое братство дервишей имело собственный зикр, свой особый вирд, технику исполнения сама. Экстатические состояния (хал), достигаемые нередко с помощью алкогольных напитков, наркотиков, музыки, любовных песнопений и т.д., постепенно стали неотъемлемой частью практики дервишей всех братств. Зикр в обители проводился обычно каждую неделю. Дервиши принимали участие и в церемониях по случаю суфийских праздников (урс – день памяти святого-вали, основателя обители; мавлид – день рождения Мухаммада и др.). Они участвовали в общих трапезах, но могли вкушать пищу отдельно, в своих кельях. Распорядок жизни в обителях не всегда был подчинен писаному уставу, часто он складывался из неписаных правил. Дервиши занимались также созерцанием (муракаба), направленным на образ наставника. Муракаба могла происходить и по отношению к усопшему шейху. Считалось, что дервиш пребывает в состоянии духовной связи с ним (рабита). Безбрачие не было необходимым условием посвящения в дервиши, за исключением некоторых братств (бекташийа, хеддавийа, частично каландары). Дервиш мог покинуть братство по собственному желанию, но в большинстве братств такое действие считалось предосудительным.

 
PR-CY.ru