Словарь по исламу В ВЕРА

ВЕРА

ВЕРА – установка сознания и психологическая расположенность человека, объектом которых являются сверхъестественные силы или существа. В исламе она включает в себя три элемента: словесное признание истинности Аллаха и переданного им учения; внутреннее, сердечное принятие истинности Аллаха; добрые дела и исполнение предписаний ислама. Вера здесь стала предметом споров, которые велись между теми, кто на первый план выдвигал словесное признание, и теми, кто основной акцент делал на исполнении религиозных обязанностей. В соответствии с этим по-разному решался вопрос о степени веры. Современные суннитские ученые (см. Сунниты) выделяют три вида веры: вера на основании традиции, вера на основе знания и вера как внутренняя убежденность. Одной из основных частей мусульманской веры является вера в предопределение. Мусульмане убеждены в том, что все происходящее в мире (и добро, и зло, и все дела людей) обусловлено волей Всевышнего, Его определением и творением. Творение и определение – от Аллаха, а деятельность его слуг осуществляется в соответствии с их выбором. Это – два одновременных процесса. Слуги Аллаха не принуждаются, они имеют право выбора. Если бы выбора не было, не было бы ни заслуживающих наказания, ни заслуживающих вознаграждения поступков. Еще одной основной частью мусульманской веры является вера в существование Судного дня. Она воспитывает в человеке ответственность за чистоту источников заработка и доходов, бережное отношение к здоровью, имуществу и материальным ценностям (как к собственным, так и к общественным), природным ресурсам и окружающей среде, стремление к экономному расходованию как своего, так и государственного имущества, ибо Аллах запрещает расточительство. Верующий мусульманин знает, что обязательно настанет час, когда придется отвечать за каждый поступок, за каждую полученную и израсходованную копейку, за каждый вдох и выдох. Вера в предопределение судьбы воспитывает в мусульманине терпение, смирение и спокойствие: он знает, что в этом мире все происходит только по воле Аллаха, и это дает ему мужественно переносить и горе, и радость, избавляет от зависти к другим. Мусульманин верит, что все добрые дела будут взвешены в день Страшного суда, и человеку предстоит перейти через мост ас-Сират, тонкий, как волос, и острый, как лезвие меча. Праведники пройдут по нему в рай, а грешники низвергнутся в ад. Верующий в Аллаха и Судный день знает и понимает смысл этой жизни, знает, что Господь создал добро и зло. Все пророки и посланники во все времена призывали к совершению добра и отдалению от зла. В этом и заключается суть любой веры. Любой верующий (в том числе мусульманин) убежден в том, что существует ангел, записывающий наши греховные поступки. Однако ислам утверждает, что записывает он их по истечении шести часов, ожидая раскаяния человека в совершенном, ибо человек – обладатель разума и обязан знать, что, совершая зло, он вредит, прежде всего, себе и тем самым вызывает недоверие своего Создателя. Грехи прощаются только в том случае, если их простит тот, по отношению к которому они были совершены. Мусульмане говорят, что вера сердцем и принятие разумом всего сказанного воспитывает в человеке сдержанность и осторожность по отношению к людям, к их имуществу и отдаляет его от совершения пагубных поступков, запрещенных религией. См. также Дин, Иман, Ислам.

 
PR-CY.ru