Словарь по исламу А ат-ТИРМИЗИ ал-Хаким Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али

ат-ТИРМИЗИ ал-Хаким Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али

ат-ТИРМИЗИ ал-Хаким Абу Абдаллах Мухаммад ибн Али (ум. между 936–938 гг.) – крупнейший представитель хорасанского (восточноиранского) мистицизма. В 27 лет он совершил паломничество в Мекку, затем изучал хадисы в Басре. После возвращения в Хорасан стал суфием (см. Суфизм), уделял много времени аскетической практике, начал изучать суфийские трактаты. Своими проповедями и трактатами о любви к Богу ат-Тирмизи вызвал недовольство факихов и вместе с женой, разделявшей его взгляды, иммигрировал в Балх, который в то время являлся центром исламского мистицизма, затем – в Нишапур. После того, как его противники в результате политических изменений вынуждены были покинуть Термез, ат-Тирмизи вернулся на родину, где и умер в окружении учеников. Он является автором около 80 трактатов по суфийской космологии, антропологии и психологии. Среди них наиболее известным стал «Печать святых». Суть его содержания в следующем. Бог раскрывается человеку через три стадии. 1. Закон (знание дозволенного и запретного) – ступень факихов, людей предания и людей мнения. 2. Творение (постижение Божьей премудрости, состоящее из знания порядка мироустройства и овладения наукой о внутреннем) – степень мудрецов (хукама). 3. Божественное познание, заключенное в божественном свете в человеческих сердцах. Оно отличается от обычного дискурсивного знания, которое приобретается в процессе обучения. Сущность познания – раскрытие реальности, о которой говорит язык веры, это обнаружение знания и веры через вкус (заук) и непосредственность (мубашара) раскрытия. Таким образом, мистик способен проникнуть в истинную сущность вещей и познать Истинного – т.е. Бога. Для обретения мистического познания (марифа) необходимо очистить душу от мирского и сосредоточиться на Истинном. На это способны только святые – избранники, которым милостью Бога дается этот дар (см. Вали). Именно ат-Тирмизи первым детально разработал учение о святых. По статусу он уравнял их с пророками (анбийа) и посланниками (русул). Во главе иерархии святых стоит полюс (кутб) или помощник (гаус). Святые являются гарантами мирового порядка и правителями мира. Они сформированы в группы по три, семь, сорок и сто. Ат-Тирмизи ратовал за возможность святых совершать чудеса. Он, вероятно, был знаком с буддийскими, христианскими и манихейскими учениями. Ряд исследователей полагали, что его прозвище «Хаким» – следствие его приверженности идеям неоплатонизма, но, как показывают последние исследования, его мировоззрение сформировалось именно в рамках хорасанской мусульманской традиции, основанной на синтезе традиционного права и восточноиранского мистицизма.

 
PR-CY.ru