ЖУТИЧ Никола

ЖУТИЧ Никола (род. в 1952 г.) – историк, автор работ о политике Ватикана на Балканах. В 1979 г. окончил историческое отделение философского факультета Белградского университета. Преподавал историю в средних школах, в 1984–1995 гг. работал в Архиве Югославии. В 1993–1995 гг. – доцент на факультете общественных наук университета имени Николы Теслы в городе Книн (Хорватия), в настоящее время – научный сотрудник Института современной истории (Белград). На философском факультете Белградского университета защитил магистерскую диссертацию «Физическая культура в Королевстве Югославия, 1929–1941» (1987 г.) и докторскую диссертацию «Государство и Римско-католическая Церковь в Королевстве Югославия, 1918–1935» (1992 г.). Первые свои исследования Никола Жутич посвятил истории так называемых соколов – молодёжной спортивной организации. В статье «Сокол Королевства Югославия и Римско-католическая Церковь» он впервые затронул тему католической пропаганды в сербской молодёжной среде, а в дальнейшем большую часть своих исследований посвятил изучению деятельности католической церкви на Балканах. Следуя традициям сербской историографии и расценивая влияние католической церкви как крайне агрессивное и антисербское, Никола Жутич высказал ряд весьма радикальных утверждений. Например, в монографии «Римокатолическая Церковь и хорватство от иллирийской идеи до великохорватской реализации, 1453–1941» (1997 г.) Никола Жутич высказал мнение, что создание усташами при поддержке немцев в начале Второй мировой войны Независимого государства Хорватия стало результатом целенаправленной политики Ватикана. В книге «Сербы-католики или так называемые хорваты: “Сербы все и всюду”: Хорватские земли без хорватов» (2006 г.), исходя из отсутствия упоминаний этнонима «хорваты» в ранних исторических источниках, автор поставил под сомнение происхождение хорватского этноса и предположил, что Ватикан на протяжении длительного периода намеренно искажал источники с целью создать «исконно католическую нацию» среди православных балканских народов. Посвятил несколько публикаций распространению влияния Ватикана в Албании, Македонии, Косове и Метохии в предвоенный период. Влияние католической церкви на рост хорватского национализма Никола Жутич продемонстрировал на примере биографий двух видных католических деятелей – архиепископа Загребского Антуна Бауэра (ум. в 1937 г.) и беатифицированного в 2003 г. боснийца Ивана Мерза (1896–1928 гг.), основателя хорватской антивоенной молодёжной организации. В монографии «Ватикан, Сербия и Югославия, 1853–1935» (2008 г) Никола Жутич высказал мнение, что принятие 9 сентября 1853 г. князем Александром Карагеоргиевичем (см. Карагеоргиевичи) закона о свободе вероисповеданий христианских конфессий, учреждение католического общества в Белграде и проведение в целом либерально-буржуазной политики сербской династией Обреновичей (конец XIX в.) способствовали усилению влияния Римской церкви в Сербии, а также – подписанию в 1935 г. конкордата между Королевством Югославия и Ватиканом и последовавшему в 1935–1937 гг. острому конкордатскому кризису в югославском обществе.

 
PR-CY.ru