Словарь по христианству З ЗАРА-ЯКОБ

ЗАРА-ЯКОБ

ЗАРА-ЯКОБ (1399–1468 гг.) – эфиопский царь и писатель из династии Соломонидов (с 1434 г.). Тронное имя – Константин I. В Эфиопской церкви почитается как святой (память 3 пагумена – 26 августа). Его время совпадает с периодом упорной борьбы с мусульманами, осевшими в восточных, приморских областях Абиссинии и отрезавшими её от моря. Зара-Якоб сыграл важную роль в становлении Эфиопии как христианского монофизитского государства с местной спецификой в сфере церковной обрядности. Был четвёртым сыном царя Давида II (ум. в 1411 г.). Родился в одной из царских ставок. Мать Эгзиэ Кэбра, треть жена Давида II, отдала его в обучение своему родственнику, монаху из области Тигре, который отвёл его в Аксум. Там Зара-Якоб несколько лет изучал богословие, а после смерти наставника ушёл в монастырь Дэбрэ-Аббай, откуда его отправили на гору Амба-Гешен, в тюрьму для царских родственников. После случайной гибели Давида II Эфиопией правили братья Зара-Якоба, Феодор I (1412–1413 гг.) и Исаак (1413–1430 гг.), в 1430 г. четыре месяца – сын Исаака Андрей, его сменил третий сын Давида II Хэзбе Нань (1430–1433 гг.). Его смерть привела к смуте, в ходе которой различные придворные группировки возводили на престол сначала ещё одного сына Исаака, а затем двух сыновей Хэзбе Наня. Младший из них, Бадль Нань, был ещё младенцем. Тогда царское войско, не желавшее продолжения распрей, возвело на трон Зара-Якоба. Его царствование принято разделять на два периода: первый был посвящён упорядочению царской власти в Эфиопии, второй – проведению государственных и церковных реформ. Фундаментальное богословское образование и многолетнее знакомство с бытом монашества повлияли на личность Зара-Якоба и на характер проводимых им реформ. Их сущность в государственной области сводилась к возвеличению особы монарха, которая делалась совершенно недоступной и даже невидимой; феодальные владения сосредоточились в руках членов царской фамилии, главным образом, царских дочерей, а когда это оказывалось неудачным, вместо вассальных князей посылались наместники. Духовная сторона реформ состояла в попытках искоренения рецидивов язычества, в противодействии ересям, в борьбе с суевериями и в стремлении поставить высшим авторитетом Священное Писание. Это привело не к тем результатам, которых ожидал Зара-Якоб. Недостаток культуры вызвал веру в «81 писание», куда наряду с Библией входили апокрифы и книга «Синодос», соответствующая русской «Кормчей». Отсюда возникло узаконение субботы наряду с воскресеньем, введение ежемесячных праздников, усиление строгости великого поста, запрет брить бороду и совет писать на лбу имя Святой Троицы. Правление Зара-Якоба во многом отличалось от правления других эфиопских царей. После коронации в Даго в области Шоа (1434 г.) он занялся упрочением власти в собственном домене, награждая сторонников и принимая клятвы верности от вассалов. В 1436 г. он отправился в Аксум для торжественного помазания на царство и пробыл в области Тигре три года. Там он впервые учредил должность бахр-нагаша (букв. – правитель моря), на которого в дальнейшем была возложена обязанность управления Тигре и поддержания контактов Эфиопии с внешним миром через Красное море.

 



 
PR-CY.ru