Словарь по христианству В ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье) в Москве на улице Петровке. Впервые упоминается в Рогожском летописце XV в.: архимандрит Высокопетровского монастыря Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших архимандрита Митяя летом 1379 г. в Константинополь для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. После внезапной смерти Митяя, случившейся в дороге, некоторые участники посольства выдвинули архимандрита Иоанна новым кандидатом на митрополичий престол, но окончательный выбор пал на Переяславского архимандрита Пимена. В летописи архимандрит Иоанн назван «первым общему житию началником на Москве». Таким образом, к 1370 гг. Высокопетровский монастырь имел общежительный устав, архимандритию, играл важную роль в церковно-политической жизни. По монастырскому преданию, Высокопетровский монастырь основан князем Иваном I Даниловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной царского родословия» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу реки Неглинной князь Иван увидел некую высокую гору, покрытую снегом, который растаял у него на глазах. За несколько дней до кончины Пётр растолковал князю видение: «Гора высокая – это ты, князь, а снег – я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя князь Иван построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению историка искусств Леонида Андреевича Беляева, запись в «Степенной книге» отразила устное предание, достоверность которого проверить невозможно. Высокопетровский монастырь именовался «Петропавловским», «Петровским», «Петра митрополита», «Петровским Высоким», с начала XVIII в. – «Высоко-Петровским». Именование «Петропавловский», по мнению исследователей, объясняется типичным для Средневековья смешением престолов соимённых святых, которое усилилось в конце XVII в. с воцарением Петра I. Топоним «Высокий» связан с местоположением монастыря на возвышенности либо с преданием о видении Ивану Калите «высокой горы». Именование Высокопетровского монастыря повлияло на топонимику окрестностей, дав название улице Петровке, воротам Белого города, бульвару, переулку и др. Деревянные постройки Высокопетровского монастыря (храм, кельи, хозяйственный двор) сгорели при пожаре в 1493 г. По указу великого князя Василия III Ивановича итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514–1517 гг. был построен и 23 августа 1517 г. освящён каменный храм во имя святителя Петра. К середине XVII в. Высокопетровский монастырь занимал северную часть современной территории. Помимо собора в 1634 г. упоминалась деревянная Покровская церковь. При архимандрите Моисее (1676–1682 гг.) монастырь владел 519, в 1700 г. – 612 крестьянскими дворами. Насельники и клирики Высокопетровского монастыря получали годовую ругу: архимандрит 9 руб. 15 алтын, четыре священника по 3 руб., два дьякона по 2,5 руб., дьячок и пономарь 1 руб., шесть старцев 4 руб. 26 алтын 4 деньги. В 1680–1690 гг. монастырь пользовался покровительством семьи Нарышкиных. Здесь были захоронены убитые во время стрелецкого восстания 1682 г. Иван и Афанасий Нарышкины, а также их сестра Евдокия; Высокопетровский монастырь стал родовой усыпальницей Нарышкиных. Территория монастыря была расширена вдвое за счёт участка, на котором раньше располагалась городская усадьба Нарышкиных, а также за счёт переданных в ведение обители патриарших домовых богаделен.

 



 
PR-CY.ru