Словарь по христианству В «ВЕДЫ»

«ВЕДЫ»

«ВЕДЫ» (древнеинд. veda букв. – знание) – в широком смысле – корпус древнеиндийских сакральных текстов, почитаемый как божественное откровение и называемый шрути (услышанное). Этот корпус, или ведийский канон, включает в себя самхиты, брахманы (пояснения к ведийскому ритуалу), араньяки (лесные книги, также связанные с ведийской обрядностью) и упанишады (тексты религиозно-философского содержания). В узком смысле «Веды» называют лишь самхиты – четыре собрания священных текстов на древнеиндийском языке, ведийском санскрите: «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (напевы), «Яджурведа» (жертвенные формулы) и «Атхарваведа» (заклинания и заговоры). Первоначально в состав канона входили лишь первые три сборника; последний, связанный с магической практикой местного населения, был канонизирован и присоединён к текстам «шрути» позднее. «Ригведа», самая значительная и авторитетная из самхит, – древнейший памятник индоевропейской словесности. Он формировался во второй половине II тыс. – начале I тыс. до н.э. на территории современного Пенджаба, в среде проникших в Индию племён ариев. В состав сборника входят 1028 стихотворных гимнов (рич, или сукта), распределённых по десяти книгам – мандалам. Их создание («услышание») приписывается риши, поэтам-провидцам из жреческих родов, представлявших разные школы ведийского знания. Самая древняя часть «Ригведы» содержит так называемые «родовые» мандалы, связанные с именами Атри, Бхарадваджи, Васиштхи, Канвы и др., известных в индийских риши. В рамках традиционных школ гимны передавались из поколения в поколение изустно на протяжении многих веков. Первое упоминание рукописи «Ригведы» относится к XI в. н.э. Большую часть текста занимают хвалебные гимны различным богам, построенные, как правило, по одной модели. Автор гимна, певец-риши, обращается к богу от своего лица (иногда от имени коллектива), перечисляя достоинства бога, его характеристики, свойства или деяния, и просит его о ниспослании благ (даров, защиты, успеха, потомства и т.п.). Такие произведения, как полагают исследователи, могли исполняться во время ритуалов жертвоприношения (яджни), но изначально эти гимны (за некоторыми исключениями) ритуальными текстами не являлись. В сборнике немало гимнов, описывающих различные стороны жизни ведийских ариев; многие гимны имели магические функции (оберег, обеспечение результата, стимулирование блага, ликвидация зла). Около 20 гимнов имеют диалогическую форму. Особую группу составляют гимны-загадки: они исполнялись риши в процессе словесных поединков, проводившихся, например, во время ритуалов жреческой инициации или на новогодних празднествах, их содержание было связано с сакральными для древних ариев темами (космогония, структура мира, ритуал и его части, время и пространство и т.д.). Спецификой содержания и функционирования гимнов «Ригведы», а также особенностями древнего ведийского языка объясняется нарочито загадочный, усложнённый, часто неоднозначный стиль гимнов, делающий их чрезвычайно трудными для понимания и перевода.

 



 
PR-CY.ru