ВСЕДНЕВНЫЕ АНТИФОНЫ - Страница 3

В студийских Типиконах афоно-италийских редакций (Георгия Мтацминдели Типиконе XI в., Мессинском Типиконе и др.) вседневные антифоны полностью получили статус полупраздничных, они поются по праздникам (кроме тех, что имеют праздничные антифоны) и по воскресеньям (перед литургией могут отдельно совершаться изобразительны). Практика использования вседневных антифонов как полупраздничных была известна и на Руси. Иерусалимский устав, напротив, предполагает использование изобразительных антифонов за литургией всегда, кроме дней с праздничными антифонами. Однако даже в эпоху господства Иерусалимского устава во многих Евхологиях и служебных Апостолах, а также в уставах литургий в качестве обычных антифонов литургии продолжали фигурировать вседневные антифоны (современный русский служебный Апостол не только приводит полностью текст вседневных антифонов, но и косвенно предписывает петь их в воскресные дни. Как полагают исследователи, разногласием между практикой и уставными указаниями следует объяснять появление в послениконовских русских изданиях Типикона особой главы о литургийных антифонах, где вседневные антифоны упоминаются наряду с изобразительными и праздничными (впрочем, дни пения вседневных антифонов ограничены лишь самыми маловажными – когда нет не только среднего или великого праздника, но и пред- или попразднства и устав не указывает песнь на блаженнах). В современной практике Русской церкви вседневные антифоны исполняются редко, лишь в те наиболее непраздничные из седмичных дней, когда пение вседневных антифонов предписано действующим Типиконом; распространена традиция заменять вседневные антифоны изобразительными даже и в эти дни. В современной практике греческих церквей вседневные антифоны, напротив, исполняются практически ежедневно, кроме дней, имеющих праздничные антифоны, а также кроме тех праздников, когда поются изобразительные антифоны (которые считаются в греческой практике особо торжественными). При этом текст вседневных антифонов в греческой практике подвергся существенным изменениям: первый вседневный антифон обычно состоит из стихов Пс. 91:2, 3, 4 и 16 и «Слава: И ныне:» с припевом (при этом псаломские стихи часто опускают, оставляя лишь повторяющийся несколько раз припев и «Слава: И ныне:»); второй – из стихов Пс. 145:1–2, 5 и 10 (т.е. из стихов второго изобразительного антифона) с припевом. В более праздничные дни или из стихов Пс. 94:1, 2–3 и 4 (т.е. из стихов третьего вседневного антифона) с тем же припевом – в дни менее торжественные (в любом случае в конце второго антифона, как обычно, поётся «Слава: И ныне:» и «Единородный Сыне»); третий – из стихов стиховных стихир или двух других особых псаломских стихов (соответственно лику святого) с тропарём святого или праздника (но в конце антифона – вход с обычным входным из Пс. 94:6 с припевом). Напев вседневных антифонов в русской традиции обычно тот же, что и у праздничных антифонов; в греческой традиции они нередко исполняются простым читком (тропари поются обычным напевом).



 
PR-CY.ru