Словарь по христианству В ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН (ум. около 273) – епископ Интерамнский, священномученик (память 30 июля, память в Западной церкви 4 февраля). Пострадал в Риме при императоре Аврелиане (270–275 гг.). Валентин жил в итальянской области Умбрии. Согласно мученическим Актам V–VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чём тот рассказал философу Кратону, сын которого Херимон в течение трёх лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить Херимона. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Священном Писании, и философ уверовал во Христа. Валентин молился всю ночь, и наутро Кратон нашёл сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли крещение. Примеру юношей последовали некоторые их сверстники. Авундий, сын Плацида, префекта Рима, также принял крещение и открыто исповедал Христа. Тогда Плацид велел схватить Валентина. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну (современный Терни) и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Просветили верой во Христа многих горожан. Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью. Авундий похоронил их рядом с гробницей Валентина. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьёй (в западных мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти Валентина – 15 февраля). При Римском папе Захарии (741–752 гг.) в Интерамне над могилой Валентина была выстроена базилика в его честь. В Европе в Средние века Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии). Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февраля помещены памяти трёх Валентинов: Интерамнского епископа, римского пресвитера и африканского мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страданий, ни время жизни), то произошло смешение этих святых. Через Южную Италию на Восток проникло почитание только Валентина и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и праведного Авундия). Его память зафиксирована в ряде византийских календарей южноитальянского происхождения: в Неаполитанском (IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) – как Валентий. Русская православная церковь чтит память Валентина и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с праведным Авундием 30 июля. Традиция праздновать день св. Валентина как день влюблённых фиксируется в английской и французской литературе с конца XIV в. Согласно народному поверью, которое нашло отражение у Джефри Чосера и в 34-й и 35-й балладах английского поэта Джона Гауэра, в этот день птицы начинают искать себе пару. Однако более вероятным исследователям представляется то, что празднование этого дня заменило собой луперкалии – древний римский праздник женского плодородия, приходившийся на середину февраля и запрещённый при папе Геласии I (492–496 гг.).

 
PR-CY.ru