Словарь по христианству В ВИССАРИОН

ВИССАРИОН

ВИССАРИОН (около 1490 – 1540/1541 гг.) – святитель (память в Греческой церкви 15 сентября), митрополит Ларисский (1520–1541 гг.). Родился в благочестивой семье среднего достатка в местности Мегалон-Пилон (т.е. Великих врат; современный Пили) в Фессалии. С отроческих лет стал духовным чадом Триккского епископа Марка, впоследствии митрополита Ларисского. Тот рукоположил его сначала во диакона, а затем во иерея. В 1514 г., когда Виссарион достиг 20-летнего возраста, он поставил его во епископа Домениконского и Элассонского. Паства не признала столь юного архиерея законным. Ему пришлось покинуть кафедру, но, проявив смирение, Виссарион не стал оспаривать решение Константинопольского патриарха Феолипта (1513–1522 гг.), назначившего вместо него епископа Никанора. Когда овдовела кафедра ближайшей Стагийской епископии, Виссарион в течение шести лет управлял ею. Помогал в устройстве Метеорских монастырей. Много претерпел от некоего влиятельного лица по имени Дометий. Митрополит Ларисский Марк назначил Виссариона своим преемником. В 1520 г. он был избран на эту кафедру и пребывал на ней до конца своей жизни. Прославился как мудрый пастырь и ревностный служитель церкви. Помогал бедным, выкупал пленных христиан, организовывал православные общины, строил дороги и мосты. У себя на родине Виссарион основал монастырь Дусику, посвящённый Христу Спасителю, со строгими правилами монашеской жизни (1527 г.). Сохранились три ктиторских завещания, написанные Виссарионом: два кратких относятся к 1535 г., более позднее пространное завещание не имеет точной даты. В них святой говорит об организации монашеской жизни, аскетике, необходимости постоянного физического труда, даёт духовные наставления братии. Наложил запрет на вход женщин в монастырь. Обустройство монастыря продолжили его родной брат Игнатий, епископ Каппуанский и Фанарийский, и племянник Неофит, митрополит Ларисский. Виссарион был похоронен в основанном им монастыре, его мощи прославились чудотворениями. Он имел особую благодать избавлять от чумы. В конце XVII – начале XVIII в. мусульмане, услышав об этих чудесах, похитили мощи святого и продали их во Францию. В монастыре Дусику осталась глава святого. Почитание Виссариона широко распространилось в Фессалии, Эпире, Македонии и придунайских княжествах. Повествование анонимного биографа, составленное вскоре после смерти Виссариона, было использовано для написания Жития святого (около 1544 г.) Пахомием Русаносом, учёным монахом с острова Закинф. В честь Виссариона было написано восемь служб, изданных в Бухаресте (1705 и 1749 гг.), в Мосхополе (современная Воскопоя, Албания; 1744 г.), в Вене (1797 г.), в Константинополе (1800 г.), в Венеции (1848 г.), в Афинах (1856 и 1897 гг.).

 
PR-CY.ru