Словарь по христианству В ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ

ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ

ВАСИЛИЯ II МИНОЛОГИЙ – древнейший из сохранившихся иллюстрированных греческих агиографических сборников. Хранится в Ватиканской библиотеке, отсюда второе название рукописи – Ватиканский Минологий. Минологий Василия II был составлен и изготовлен для византийского императора Василия II Болгаробойцы (976–1025 гг.). Он содержит краткие Жития святых и сообщения о памятных событиях церковной истории (с 1 сентября по 28 февраля), сопровождаемые 430 миниатюрами. До конца XV в. Минологий Василия II находился в Константинополе; как полагают исследователи, долгое время принадлежал византийским императорам. В XIV в. владельцем рукописи стал живший в Константинополе генуэзец Бартоломео ди Джакопо. Из Константинополя он был послан миланскому герцогу Лодовико Сфорца (1494–1499 гг.), от которого перешёл к семье Сфондрато. В 1615 г. кардинал Паоло Сфондрато подарил рукопись папе Римскому Павлу V (1605–1621 гг.), который передал её в Ватиканскую библиотеку. Составление Минология Василия II относится к ряду византийских минологических проектов X–XI вв. Хронологически он занимает промежуточное место между корпусом Житий Симеона Метафраста, создание которого началось, как полагают исследователи, ещё до царствования Василия II, и так называемым Императорским Минологием, составленным при императоре Михаиле IV (1034–1041 гг.). Название «минологий» для Минология Василия II условно, т.к. типологически этот агиографический сборник, содержащий по несколько кратких Житий (от одной до восьми) на каждый день, близок Синаксарю Константинопольской церкви конца X в. (Синаксарь Сирмонда). Но Минологий Василия II отличается от него отсутствием каких-либо отсылок к богослужебной практике, в частности, указаний на синаксисы святых и праздников. Другой особенностью текстов Минология Василия II является их строго определённый объём (16 строк), который продиктован тем, что половину каждой страницы занимает прямоугольная миниатюра, а другая предназначена для текста. Сначала были выполнены миниатюры, 15 из них были оставлены без текста, ещё две – без текста и заголовка. Исследователи не сомневаются, что Минологий Василия II был задуман как роскошное иллюстрированное издание, где текст должен был иметь вспомогательное значение. По составу праздников и содержанию Житий он принадлежит к семье синаксарей В (по классификации Ипполита Делеэ), которая довольно далека от древнейшего типа константинопольских синаксарей семьи А (в том числе от Синаксаря Сирмонда, текст которого восходит к архетипу конца Х в.) и в значительной степени зависит от синаксарей семьи С, возникшей в течение X в. Минологий Василия II воспроизводит текст этой семьи очень близко к оригиналу, зачастую с характерными для неё ошибками (например, смешение священномучеников Климента Римского и Климента Анкирского под 25 ноября). Работа редактора, проведённая в спешке (об этом свидетельствует, в частности, отсутствие текста в ряде памятей), прежде всего, заключалась в сокращении или удлинении исходных текстов под формат Минология Василия II. Из-за этого структура житийных текстов нередко отличается диспропорцией (например, подробное начало и сжатый конец) или теряет внутреннюю логику повествования.

 



 
PR-CY.ru