ВАСИЛИЙ КАЛИКА - Страница 5

Начало его местного почитания относится к середине XV в.: в 1439 г., после обретения нетленных мощей архиепископа Иоанна в притворе Софийского собора, архиепископ Евфимий II (Вяжицкий) установил на 4 октября празднование всем новгородским князьям и святителям, погребённым в соборе. Почитание Василия Калики не выходило за пределы Новгородской епархии. Канонизация Василия Калики подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова). Попытка написать отдельное Житие Василия Калики была предпринята между 1472 г. и первой четвертью XVI в., как полагают исследователи, в Пскове. Единственный известный в настоящее время список Жития находится в составе стишного Пролога на март-август особой редакции, созданной путём присоединения написанных для этой цели стихов к Прологу нестишной редакции под 3 июля. Житие Василия Калики в данной рукописи Пролога является частью большого комплекса Житий русских святых (не менее 13), написанного специально для этой редакции сборника. Время создания Жития (и, вероятно, всей этой редакции Пролога) определяется исследователями, с одной стороны, датой списка (первая четверть, возможно, 1510 гг., многочисленные ошибки писца не позволяют исследователям считать рукопись архетипной), с другой – наличием в этом Прологе под 27 мая памяти перенесения мощей Московских святителей Киприана, Фотия и Ионы (1472 г.). Житие Василия Калики в римском Прологе представляет собой краткий некролог, основные сведения которого не выходят за рамки информации, содержащейся в Новгородской I летописи младшего извода и сопровождающего её списка Новгородских архиепископов. При этом с летописными известиями согласуются дата (число и месяц, год не назван), и место кончины святителя, и факт его погребения в «большом притворе» Софийского собора в Новгороде. В остальном сведения Жития крайне скудны, оно (в отличие от летописи) не сообщает мирского имени Василия Калики, ошибочно называет церковь, в которой он служил до поставления на кафедру священником, «святым Воскресением», относит время епископской хиротонии к «конечным летам» посадничества (?) «Матфея Феодоровича» и к пребыванию в должности тысяцкого некоего Василия. В Житии ничего не говорится об обстоятельствах поставления Василия Калики на кафедру и о его церковной и государственной деятельности, срок его архипастырства ошибочно определён в шесть лет и два месяца.

 



 
PR-CY.ru