ВЫШАТИН (Вишатин) Михаил Иванович

ВЫШАТИН (Вишатин) Михаил Иванович (1667–1732 гг.) – старообрядец поморского согласия, церковно-общественный деятель, писатель, иконописец. По некоторым свидетельствам, М.И. Вышатин служил подьячим. Длительное время жил в Берёзовском скиту в Выголексинском общежительтстве, во время неурожайных 1707–1713 гг. покинул его, затем вернулся. Много странствовал по России. С благословения выговских наставников и совместно со стародубскими поповцами стал одним из руководителей поисков архиерея для старообрядцев, в связи с чем отправился в Палестину. По версии Павла Любопытного (Патона Львовича Светозарова; 1772–1848 гг.), которую разделяли Пётр Семёнович Смирнов (1861 – после 1917 гг.) и Фёдор Ефимьевич Мельников (1874–1960 гг.), М.И. Вышатин скончался в пути. Согласно более раннему источнику, он был послан в Грецию и немалое время прожил в Молдавии. Павел Иванович Мельников (1818–1883 гг.) писал о том, что М.И. Вышатин умер в галицком городе Куты (ныне посёлок в Ивано-Франковской области, Украина), в небольшом старообрядческом монастыре, поблизости от ставшего впоследствии известным села Белая Криница, в возрасте 65 лет. М.И. Вышатин – автор пространного полемического сочинения «Книга, глаголемая Бисер драгоценный, о сотворении света, о падении Адамове и о царствовании греха и о упразднении его, о слугах антихристовых и о самом господине его, и о изряднейших правоверных сложениях, о святей Церкви, о пришествии Христове и о Страшном Суде, о царствии же и о муках, от Божественнаго Писания вкратце избрана» (согласно приписке в одном из списков XVIII в., составление «Книги» было закончено 10 мая 1729 г.). Сочинение написано в традициях выговской литературной школы, содержит сорок глав, три предисловия и пространные «Стихи, или Вирши, к читателю». «Книга» отражает эсхатологические взгляды старообрядцев-беспоповцев. Автор излагает теорию «трёх отступлений от истинной веры»: католиков, греков, заключивших унию с католиками, и русских, принявших в середине XVII в. богослужебные реформы. Описывая богослужебную реформу Русской церкви, М.И. Вышатин приходит к выводу о «духовном пришествии» антихриста как о результате реформы и о невозможности молитвенного и бытового общения «верных христиан» (старообрядцев) с православными. В «Книге» он полемизирует с антистарообрядческими сочинениями – «Скрижалью» (сборник переводов с греческого языка, в составлении которого активное участие принимал Арсений Грек), «Уветом духовным» Холмогорского архиепископа Афанасия (Любимова), «Розыском о раскольнической брынской вере» Димитрия Ростовского. Среди старообрядцев разных согласий М.И. Вышатин слыл одним из влиятельнейших и образованнейших людей («муж учёный, знатных талантов, ведущий греческий и латинский языки», «искуснейший писатель святых икон и священных предметов нравственности»). Известны два сочинения Андрея Денисова, адресованные М.И. Вышатину: «Благодарственное послание к Михаилу Ивановичу Вышатину с прочими об общей пользе с нравоучениями» и «Нравственное и ободряющее послание путешествующему брату Вышатину, ради церковной и благочестивой пользы о хиротонии».

 
PR-CY.ru