ВЕЛИКОЕ ЧТЕНИЕ

ВЕЛИКОЕ ЧТЕНИЕ – переходный элемент между вечерней и утреней в составе всенощного бдения. Основное практическое назначение великого чтения – возможность регулировать продолжительность бдения в зависимости от продолжительности ночи. Указания о великом чтении присутствуют уже в Евергетидском Типиконе, отражающем малоазийскую и отчасти константинопольскую практику конца XI в., по которому каждое воскресенье совершается всенощное бдение, состоящее из паннихис и утрени (великое чтение читается после отпуста паннихис перед шестопсалмием). Содержание чтений и их распределение в целом те же, что и в позднейшем Иерусалимском уставе. Все списки Иерусалимского устава, начиная с древнейших и вплоть до современного печатного русского Типикона, согласны в том, что в качестве великого чтения в течение года прочитывается весь текст Нового Завета без Евангелий, т.е. Деяния св. апостолов, Послания и Апокалипсис. Деяния прочитываются в течение Пятидесятницы, начинается чтение в неделю Антипасхи и заканчивается в день праздника Пятидесятницы. Послания читаются с недели всех святых в порядке их традиционного расположения в тексте Нового Завета: сначала соборные Послания, затем – апостола Павла; в Евергетидском Типиконе наоборот – в системе великие чтения предваряют Послания апостола Павла. Апокалипсис читается после Посланий, вероятно, предполагается, что он будет прочитан в период Великого поста, хотя в тех местах Типикона, которые касаются устава воскресных дней Великого поста, упоминается чтение Посланий, а не Апокалипсиса. Кроме того, Апокалипсис специально указан как великое чтение в день памяти апостола Иоанна Богослова 8 мая, и это является свидетельством того, что в поздневизантийскую эпоху апостол Иоанн признавался автором Откровения Иоанна Богослова. Таким образом, великие чтения – это единственный в богослужении момент, где может быть прочитан Апокалипсис. Чтение Деяний апостолов перед паннихис (полунощницей) и утреней в пасхальную ночь также относится к великому чтению: по Типикону вечерня и литургия Великой субботы должны совершаться вечером и сразу после литургии происходит благословение хлебов и начинается великое чтение из Деяний, после которого поётся паннихис; все вместе соответствует схеме воскресного бдения (в современной практике вечерня и литургия Великой субботы служатся утром, а великое чтение и паннихис бывают уже вечером).

 



 
PR-CY.ru