ВЛАДИСЛАВ IV ВАЗА - Страница 6

Состоявшаяся осенью 1645 г. «приятельская беседа», как Владислав IV и ожидал, никаких конкретных результатов не принесла, но факт мирных переговоров между представителями разных конфессий в условиях, когда Европу терзали религиозные войны, произвёл впечатление и цель, к которой стремился Владислав IV, была достигнута. Однако в Речи Посполитой происходило нарастание нетерпимости по отношению к протестантам. Социнианский публицист Иона Шлихтинг за сочинение, в котором он выражал сомнения в «божественности Христа», на сейме 1647 г. был приговорён к смертной казни. Важное место в религиозной политике Владислава IV первых лет его правления занимало урегулирование отношений между католическим духовенством и шляхтой, в частности, вопрос об отказе католической церкви от приобретения новых земельных владений (compositio inter status). Шляхта была недовольна переходом земли в руки церкви и не хотела отвечать в суде за неуплату десятины. На конвокационном сейме 1632 г. шляхтичи предлагали, не считаясь с мнением духовенства, принять решение, запрещающее духовным людям и учреждениям приобретать землю. Требования осуществить compositio inter status выдвигали на многих сеймиках и перед выборами на польский трон. После активных выступлений шляхты (и протестантской, и католической) католическое духовенство было вынуждено дать письменное обещание в том, что на коронационном сейме, в первую очередь, будет рассмотрен вопрос о праве монастырей приобретать земли. На коронационном сейме 14 марта 1633 г. был принят ряд конституций, регулировавших отношения духовенства и шляхты в интересах шляхты. Так, шляхта получила право сохранить за собой земли, ранее принадлежавшие церкви, если они 60 лет находились в её владении. Другая конституция запрещала поручать судебное расследование духовным лицам, если одной из сторон в споре является духовенство. Решение наиболее важных вопросов было отложено до переговоров с папой. В 1633 г., направляя Е. Оссолиньского в Рим, Владислав IV поручил ему урегулировать вопросы об отмене права посылать в Рим апелляции на решения духовных судов относительно десятин и о возможности духовенства приобретать землю. Е. Оссолиньский сумел добиться того, что папа запретил польским монастырям приобретать земли, суд нунция стал высшей апелляционной инстанцией по уголовным делам между светскими и духовными лицами. Папа также разрешил заменять десятину от урожая выплатой денежной суммы. На сейме 1635 г. эти договорённости с папой были оформлены как государственные законы. Их принятие на длительное время предотвратило возникновение конфликтов между шляхтой и католическим духовенством.



 
PR-CY.ru