Словарь по христианству В ВОРОНЦОВ Евгений Александрович

ВОРОНЦОВ Евгений Александрович

ВОРОНЦОВ Евгений Александрович (1867–1925 гг.) – протоиерей, библеист, историк. Родился в семье чиновника Московского губернского правления. Окончил третий Московский кадетский корпус (1885 г.), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и правами магистранта (1897 г.) и был оставлен на год профессорским стипендиатом. С июня 1898 г. по февраль 1900 г. преподавал гомилетику и литургику в Минской духовной семинарии, с февраля 1900 г. исполнял должность доцента Московской духовной академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии. 6 июня 1909 г. был рукоположён целибатом во диакона; 7 июня того же года – во иерея. В 1909–1910 гг. преподавал в Московской духовной академии французский язык. В 1910 г. за сочинение «Домасоретская и масоретская Библия» (Сергиев Посад, 1909 г.) Е.А. Воронцов был удостоен степени магистра богословия и в том же году избран экстраординарным профессором Московской духовной академии. 29 июня 1917 г. возведён в сан протоиерея. С 1921 г. – настоятель Введенской церкви в Сергиевском посаде. В кандидатском сочинении «Учение о Лице Господа Иисуса Христа в послании св. Апостола Павла к Евреям» Е.А. Воронцов рассматривал фрагменты Послания к Евреям (1:1–3:6; 5:6–10; 7), привлекая многие иудейские и античные источники для подтверждения достоверности церковного предания и опровержения распространённого в западной литературе того времени мнения о зависимости Послания от учения Филона Александрийского. Впоследствии он посвятил богословию Послания к Евреям около 20 статей, опубликованных в журналах «Вера и Разум» и «Христианское чтение». Магистерская диссертация Е.А. Воронцова «Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт в связи с историей древнееврейского письменного дела» (Сергиев Посад, 1909 г. Вып 1: Общие положения) состоит из 19 отдельных экскурсов в историю еврейского (так называемого масоретского) текста Ветхого Завета. Е.А. Воронцов рассмотрел этапы его формирования, начиная с ранних памятников еврейской письменности и до трудов современных автору учёных-гебраистов; изучил домасоретские варианты текста, опираясь на данные семитской палеографии и библейской археологии (религиозный культ, устройство синагог, быт древних евреев, материалы, на которых писались синагогальные свитки, и т.п.). Отвергая ошибочные чтения масоретского текста, Е.А. Воронцов предлагал свои конъектуры. Вслед за западными исследователями он считал, что еврейская печатная Библия является отражением древнейшей учительной храмовой традиции еврейского народа, а следовательно, и издание масоретского текста обладает высоким авторитетом. Рецензенты критиковали его за такую малообоснованную высокую оценку роли еврейской храмовой школы в формировании текста Ветхого Завета. Второе издание книги Е.А. Воронцов намеревался осуществить за рубежом, но во время Первой мировой войны рукопись была утрачена.

 
PR-CY.ru