Словарь по христианству В ВАСИЛИД

ВАСИЛИД

ВАСИЛИД (царское имя Алам Сагад; 1632–1667 гг.) – эфиопский царь, сын царя Сисиния, решившего ввести католичество в качестве государственной религии. В июне 1632 г. Василид обратился к отцу и указал ему на пагубность такого решения. К этому времени и сам Сисиний понимал, что введение католичества в Эфиопии себя не оправдало, и правящая династия находится под угрозой. Одним указом он объявил о возвращении прежней «александрийской веры» и о своём отречении от престола в пользу сына. В 1632 г. Василид стал царём, а в 1636 г. основал город Гондар (Гондэр) как постоянную столицу, открыв эпоху так называемого Гондарского царства, изгнал из страны католиков и запретил им возвращаться под страхом смерти. В царствование Василида Эфиопская церковь переживала период раскола на сторонников «соединения» и «помазания», и когда «александрийская вера» победила, то обе противоборствующие партии были недовольны тем, что Василид не ввёл в качестве государственной именно их доктрину и не подавил оппонентов. Именно среди эфиопского клира сложились бытующие по сей день легенды, в которых Василид изображается чудовищным развратником и деспотом, а все его благие деяния, в том числе строительство каменных храмов в Гондаре, трактуются как попытка искупить многочисленные грехи. Придя к власти, Василид взялся за организацию, прежде всего, центра, т.е. Гондара, столичной области Дэмбия и соседней с ней области Бэгемдер, желая создать прочную базу для своей власти. То же самое он делал и в области церковной. Отрезанный из-за экспансии оромских племён от монастыря Дэбрэ-Либанос, Василид переосвятил церковь, построенную иезуитами в Азэзо и велел внести туда табот (типа православного антиминса) Богородицы из Шоа от гробницы Такла Хайманота, устроив «новый Дэбрэ-Либанос», и сам стал назначать его главу (эччеге). Благодаря Василиду в 1636 г. прибыл из Александрии митрополит Марк, которого он поселил в Гондаре, а когда митрополит стал противиться царскому диктату, то сослал его и вытребовал другого митрополита. С 1646 г. царь стал проводить каждый Великий пост в островных монастырях соседнего озера Тана, заботясь о привлечении на свою сторону озёрного монашества. По отношению же к монастырям, занимавшим независимую позицию, он часто прибегал к репрессиям: например, в 1652 г. были убиты иноки Магвинского монастыря с их настоятелем аввой Кирьякосом, в 1658 г. тот же монастырь был разорён, монахи и настоятель Амха Гиоргис убиты. Василид пытался примирить сторонников «соединения» и «помазания», созвав для этой цели церковные Соборы 1654 и 1666 гг., но безуспешно. Чтобы решить проблему наследования престола и избавиться от мятежей многочисленных претендентов на него, Василид возродил древний институт места заточения для царских родичей мужского пола, от которого отказался ещё царь Клавдий (1540–1559 гг.), но учредил его не на горе Гешен, как было, а на горе Вахни (Уохни). Туда были заключены его младший брат со своим сыном (там же они были умерщвлены) и первенец Василида Давид, когда он возмутился против отца в 1666 г. Политика Василида, твёрдая и последовательная, иногда жестокая, но всегда реальная, не сделала его популярным, поскольку он не имел быстрых успехов и не мог достичь невозможного: преодолеть раскол Эфиопской церкви, остановить продвижение оромских племён и восстановить христианское царство в широких границах времён царя Сарца Денгеля (1563–1597 гг.). Но он создал новый центр в Дэмбии со столицей в Гондаре и положил начало новому периоду в эфиопской истории – периоду Гондарского царства, который продолжался около 200 лет.

 
PR-CY.ru