ВЯЗЕМСКИЙ Пётр Андреевич - Страница 3

В статье «Языков и Гоголь» (1847 г.) выступил в защиту гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями», проявляя сочувствие к христианскому умонастроению автора и противопоставляя его книгу как «событие литературное и психологическое» мелким дрязгам отечественной «книгопрядильной промышленности». В «Воспоминаниях о 1812 годе» (1869 г.) П.А. Вяземский расценил роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир» как клеветническое сочинение, «протест против 1812 года». К 1840 г. относятся первые стихотворения собственно религиозного содержания «Молись! (М.А. Бартеневой)» и «Молитва», которая заканчивается строками: «Дай умиленье мне молитвы и любви, / Дай память смертную, лампаду в вечер тёмный». В 1840 гг. свойственные молодому П.А. Вяземскому религиозный индифферентизм и прозападнические политические воззрения отступили перед лицом скорбных событий в семье (в 1835, 1840 и 1849 гг. умерли три совершеннолетние дочери П.А. Вяземского) и революционных потрясений в Европе. В 1849–1850 гг. П.А. Вяземский с женой совершил путешествие в Палестину и Константинополь, где в русском посольстве служил их сын Павел. В Иерусалиме он находился с 4 по 24 мая 1850 г., причащался в храме Гроба Господня, молился на панихиде об умерших родственниках и друзьях. Под впечатлением путешествия написал серию заметок («Путешествие на Восток». СПб., 1883 г.), стихотворения «Палестина» (1850 г.), «Иерусалим» (1850 г.), «Одно сокровище» (1853 г.), «Александру Андреевичу Иванову» (1858 г.), «Памяти Авраама Сергеевича Норова» (1869 г.). Революционное брожение в Европе побудило П.А. Вяземского искать опору в России, в её вере, в обычаях, в её самодержавии («Святая Русь», 1848 г.), причём во многих его стихах апология русской жизни идёт за счёт развенчания европейской («Масленица на чужой стороне», 1851 г.; «Рябина», 1854 г. и др.). Находясь в 1851–1855 гг. по болезни за границей, П.А. Вяземский опровергал тенденциозные обвинения, предъявляемые России в европейской печати во время Крымской войны 1853–1856 гг., напрямую обратился к западному читателю с 30 письмами, объединёнными в анонимно изданной брошюре «Lettres d'un vétéran Russe de l'année 1812 sur la question d'Orient» (Lozanne, 1855 г.). Принципиальность для России восточного вопроса П.А. Вяземский обосновал с конфессиональных позиций: «Россия есть то, что она есть, преимущественно потому, что она дочь Восточной Церкви, и потому что она всегда остаётся верна ей. В Православии заключается её право на бытие; в нём развивалась протекшая её жизнь, и в нём задатки её будущности. (…) ...Наша особенность, наша сила, вся наша деятельность, всё сосредоточивается в Православии. Остальные международные отношения наши второстепенны и условны».

 



 
PR-CY.ru