Словарь по христианству В ВИМА

ВИМА

ВИМА (ступень, возвышение) – в христианском храме та или иная его часть, возвышенная над уровнем пола. В Ветхом Завете оно имеет, в частности, значение культового места, где совершается преимущественно языческое жертвоприношение (1 Цар. 9, 12 слл.; 10:13; 3 Цар. 4; 4 Цар. 12:3; Ис. 36:7 и др.); на таких местах часто строилось святилище («капище высот»), при котором были священники («священники высот»). В Септуагинте во Втор. 2:5 термин «вима» используется для перевода указания на меру длины («стопа ноги»). Согласно Е. Ренхарту, этот термин через значение «восходить, вступать» связан с понятиями «судебная трибуна, кафедра судьи, суд, судилище». В Новом Завете слово «вима» неоднократно употребляется в одном из своих обычных античных значений как «судебная трибуна, суд» (Мф. 27:19; Ин. 3:19; Деян. 12:21; 18:16, 17; 25:6, 10, 17; Рим. 14:10; 2 Кор. 5:10; в Деян. 7:5 цитируется Втор. 2:5). В церковном зодчестве вимой называют приподнятую над остальным полом платформу, которая может помещаться в алтарной части храма; особенность ряда сирийских памятников – вима в центре храма (сирийскую виму называют «бемой»). Сирийская бема известна по северосирийским памятникам средневизантийского времени и является аналогом византийского синтрона, представляя собой амфитеатр, верхняя ступень которого является скамьёй для восседания духовенства, с епископским троном в центре. Однако в отличие от синтрона сирийская бема расположена на платформе в центре храма (а не в алтарной части) и обращена к востоку (а не к западу). В начале II тыс. (около XI в.) бема исчезает из практики сиро-яковитов, превращаясь в ступень перед алтарной частью храма; иногда в новом качестве встречается и в восточносирийских памятниках. В позднейшей практике Церкви Востока бема – это большая (сравнимая по площади с алтарной частью) платформа перед алтарём храма, на которой проходит литургия оглашенных и другие части богослужения. Применительно к памятникам средневизантийской и поздневизантийской архитектуры вимой называют или алтарное пространство храма целиком, поскольку оно обычно приподнято над полом храма, или дополнительное членение между восточным рукавом креста в плане здания и алтарной апсидой. Эта дополнительная пространственная ячейка была не всегда выражена во внешних формах архитектуры и декорации фасадов, но имела важное значение для константинопольской архитектурной школы: наличие или отсутствие вимы в плане позволяет исследователям византийской и всей христианской архитектуры относить церковную постройку к «сложному» или «простому» типу крестово-купольного храма, сформировавшегося в средневизантийский период, особенно в эпоху македонского ренессанса. Вима присутствует в планах храмовых зданий с VII в. (например, церкви Успения в Никее). Исследователи считают, что обязательное включение вимы в план связано, во-первых, с развитием богослужения и, во-вторых, с формированием нового типа храма, в котором купол опирается на четыре столпа (колонны), стены внутри здания исчезают, а пространственные ячейки, включая восточные апсиды, объединяются в целостное, хотя и дифференцированное единство. Одним из ранних примеров храма с подобным дополнительным членением является северная церковь монастыря Липса (907 г., Константинополь). Наличие вимы расширяло пространство алтаря, создавая в восточной части храма особую перспективу. Вима, как правило, перекрывалась цилиндрическим, реже купольным сводом, как, например, в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (1020 гг.). Значение вимы в символической иерархии церковного пространства подчёркивалось росписью. Так, в кафоликоне монастыря Осиос Лукас размещено мозаичное изображение Сошествия Святого Духа на апостолов. Иногда вимой называют предалтарную часть православного храма (ср. с употреблением термина «солея» в современном русском языке). В греческой литургической терминологии словом «вима» обозначается собственно алтарное пространство.

 
PR-CY.ru