Словарь по христианству В ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – церковь единая, или Кафолическая, или Соборная, есть церковь, объединяющая всех истинно верующих вне зависимости от национальности, места или времени их проживания. Вселенской церковью именует себя церковь православная, поскольку только она, по мнению православных богословов, сохранила истинную веру. Единая Вселенская церковь объединяет отдельные и самостоятельные церкви – Иерусалимскую, Антиохийскую, Александрийскую, Константинопольскую, Русскую и др. Все эти церкви рассматриваются как части единой вселенской церкви, т.к. имеют единую главу – Иисуса Христа, единый дух веры и благодати. Видимым образом это единство выражается одинаковым вероисповеданием, общением в молитвах и таинствах. Однако частные (не Вселенская) церкви могут утратить свет истинной веры. Вселенская церковь не может отпасть от веры и впасть в заблуждение, потому что с ней, как утверждают православные богословы, Христос и Дух Святой, наставляющий её на истину, и потому она называется столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Средоточием высшей иерархической власти во Вселенской церкви являются Вселенские соборы. Однако после отпадения Римской церкви от Вселенской церкви Соборы перестали быть по существу Вселенскими, поэтому православная церковь признаёт постановления только первых семи Вселенских соборов, и только эти постановления неуклонно соблюдаются в православных церквах. После разделения единой христианской церкви на Западную Римско-католическую и Восточную православную понятие «Вселенская церковь» всё реже встречается в православной богословской литературе. В русской философской литературе понятие «Вселенская церковь» обрело особое звучание после работ Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900 гг.), в которых Вселенская церковь рассматривается как единая христианская церковь, объединяющая все христианские конфессии. Вселенская церковь, как её понимал В.С. Соловьёв, есть истинная церковь Христа, руководимая Вселенскими соборами. Он пишет: «Объективная истина веры имеет вселенский характер, и истинный субъект веры должен быть сообразен своему объекту; а посему субъект истинной религии необходимо должен быть вселенским. Истинная вера не может быть уделом индивидуального человека в его обособленности, но лишь всего человечества в его единстве; индивид может быть участником её лишь как живой член вселенского тела» (Соловьев Вл. Россия и Вселенская церковь. М., 1911). С его точки зрения, реально воссоединить человечество во Вселенскую церковь способна только любовь как сила, преодолевающая индивидуализм. «Любовь, имеющая создать религиозное чувство человеческого рода, или Вселенская церковь, должна выйти за пределы национальности и иметь своим объектом всю совокупность человеческих существ» (Там же). Поскольку любить всех одновременно невозможно, поэтому любовь ко всем должна концентрироваться на любви к одному – это любовь к Христу, «непогрешимо определяемая голосом одного (папы). Вне этого единства, как мы уже видели, мнение множества может быть ошибочным, и даже вера избранных может оставаться смутной» (Там же). Соловьёва не смущала мысль о ложности тезиса о непогрешимости папы, для него важнее была его роль как органа единения всех верующих во Христе. «Вселенская церковь основана на истине, утверждаемой верой. Истина едина, а, следовательно, и истинная вера должна быть единой. И раз это единство веры не дано действительно и непосредственно в совокупности верующих (ибо нет единения всех в делах веры), то оно должно пребывать в законной власти единого главы, порукой которой служит божественная помощь и которая приемлется любовью и доверием всех верующих» (Там же). Как видно из приведённых высказываний Соловьёва, он понимал Вселенскую церковь как церковь, организованную по образцу Римско-католической церкви. Соловьёв настолько был увлечён идеей единения всех христианских церквей, что не обращал внимания на догматические различия церквей Восточной и Западной. Для него важна была мысль о единстве, которая «парила» бы над всеми конфессиональными различиями, над всеми национальными и историческими особенностями. И в этом своём стремлении к единству он видел много ценного в централизованной организации католицизма, который в своей общественно-политической деятельности обеспечивает единство верующих вне зависимости от их национальной и государственной обособленности. Соловьёвская идея «всехристианства» вела к игнорированию конфессиональных различий. Анализируя взгляды Фёдора Михайловича Достоевского (1821–1881 гг.), Владимир Сергеевич Соловьёв акцентирует внимание на мысли Достоевского, что истинное христианство есть всечеловеческое единение в одном всемирном общем деле, и на долю России выпала великая миссия примирения Востока и Запада, и уже само упразднение спора между славянофильством и западничеством означает упразднение пока что в идее самого многовекового исторического раздора между Востоком и Западом, раздора, который привёл к противоестественной борьбе между родственными верами. Отсюда и выросло понимание им Вселенской церкви как церкви всечеловеческой, в которой «должно вконец исчезнуть разделение человечества на соперничествующие и враждебные между собою племена и народы» (Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1998). Источник: Словарь философских терминов. М., ИНФРА-М, 2007.

 
PR-CY.ru