Словарь по христианству В ВИТАЛИЗМ

ВИТАЛИЗМ

ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis – живой, жизненный). Во-первых, это – течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. Витализм берёт своё начало от древнего анимизма. Элементы витализма содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система витализма была изложена немецким эмбриологом Хансом Дришем (1867–1941 гг.). Методологической основой его витализма явилась «машинная теория жизни». С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворённой яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Х. Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, так называемой «энтелехией», фактором, «заключающем в себе цель». Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создаёт пространственную организацию живого, определяет её целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители витализма (Иоганн Рейнке, Р. Франсэ и др.). Для витализма характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нём, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Х. Дриш активно выступал против эволюционной теории английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809–1882 гг.), концепции наследственности Грегора Менделя (1822–1884 гг.). Во-вторых, – это  концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект «нового» витализма был реализован в работах французского мыслителя второй половины XX в. Биша, определившего жизнь как «совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти» и переставшего трактовать смерть как «неделимое мгновение». Тремя его «важнейшими нововведениями» в понимании проблем витализма исследователи полагают следующие: «Постулирование смерти как сущности, равнообъёмной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели «насильственной смерти» вместо «естественной смерти» (Жиль Делёз). Французский философ и теоретик культуры Мишель Фуко (1926–1984 гг.) высказал следующую мысль: «Биша релятивизировал идею смерти, сбросив её с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он «испарил» её, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что «по ту сторону» они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстаёт как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм». Источник: История философии. Энциклопедия. М., 2002.

 
PR-CY.ru