Словарь по христианству В ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР

ВЕНСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ СОБОР – кафедральный собор Венской и Австрийской епархии Русской православной церкви. Венский собор святителя Николая построен в лучших традициях древнерусского зодчества. Пятиглавое здание собора состоит из главного храма во имя святителя Николая и нижнего храма Александра Невского. В верхний храм собора ведёт широкая каменная лестница. Во фронтоне крыльца помешена мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная художником Николаем Александровичем Бруни (1856–1935 гг.). На верхней площадке лестницы – великолепный витраж с изображением покровителя собора – святителя Николая. Внутрь верхнего храма свет проникает сквозь окна наборного стекла пастельных тонов. Поэтому даже в самую пасмурную погоду создаётся впечатление, будто храм освещён солнцем. В трёх окнах алтаря витражи-иконы Господа Вседержителя, Божьей Матери и Иоанна Крестителя. Чтимой всеми прихожанами святыней является икона святителя Николая – дар и благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (1945–1970 гг.). Здесь же в ковчежце пребывает частица мощей святителя Николая, перед которыми по четвергам вечером обычно читается акафист. Также в верхнем храме имеется икона Божьей Матери «Избавительница». Звонница собора в десять колоколов увенчана куполом. Самый большой из колоколов весит 1200 кг. В помещениях храма располагается канцелярия Венской епархии, приходская библиотека и приходской зал. Внешнее композиционное и цветовое решение храма – словно жизнерадостный аккорд в респектабельности архитектурного ансамбля посольского квартала Вены. Свято-Николаевский приход объединяет верующих Вены, находящихся под омофором Патриарха Московского и всея Руси. Назначение прихода состоит в сохранении и свидетельстве православия среди культурного и религиозного разнообразия; в духовном окормлении православных верующих; в представительстве русского православия в столице Австрии. Русские проживали в Австрии с давних времён. В большинстве случаев это были дипломаты и торговые представители. Здесь находились целые торговые колонии русских. Такая колония была, например, в Токае (в то время входившем в состав Австро-Венгерской империи). Она занималась покупкой и доставкой в Россию знаменитых токайских вин. Для этой колонии была сооружена церковь, а священники присылались из России. В Австро-Венгрию также входили местности, где проживали целые народности, придерживавшиеся православия: жители Галиции и Буковины, сербы и румыны. В Вене и окрестностях издавна проживали православные греки. Начиная с 1701 г., с назначением в Вену русского посла князя Петра Алексеевич Голицына, дипломатические сношения России с Австрией стали постоянными. За неимением собственной церкви все проживавшие в Вене православные духовно окормлялись греческим и сербским духовенством в греческой церкви во имя св. Георгия Победоносца. Но в начале войны Турции с Россией и Австрией (1735–1739 гг.) почти всё греческое население и греческие священники (как подданные турецкого султана) покинули Вену. В 1761 г. на конгрессе в Аугсбурге находилась русская миссия, при которой была походная церковь Святой Троицы. При церкви был иеромонах Наркисс (Кветка) и два церковнослужителя. Миссия прибыла в Вену 10 октября 1761 г., и по просьбе Голицына церковь вместе с церковнослужителями была оставлена в Вене. Вскоре сюда был назначен первый настоятель: священник Симеон Матвеев, переведённый из русского храма Гааги. Венская церковь первоначально была размещена на квартире посла, но начинают посещаться также местным православным населением других национальностей. Так, 19 марта 1776 г. Голицын писал Екатерине II: «Не только для людей греческого вероисповедания, кои в немалом числе приходят в оную церковь для слушания Божественной службы, но и для здешних, из единого любопытства её посещаемых обывателей, не можно мне обойтись без того, чтоб не иметь для неё (церкви) пространнейшей квартиры». С 1842 по 1884 гг. настоятелем венской посольской церкви был выдающийся славянский деятель протоиерей Михаил Раевский (известен также переводами церковно-богослужебныx книг с греческого на немецкий язык). Раевскому принадлежит мысль о необходимости создания в Вене величественного каменного храма. В 1885 г. в Вену был назначен протоиерей Александр Николаевский, которому было суждено осуществить идею и мечту протоиерея Раевского. Но собранных средств оказалось недостаточно даже для того, чтобы построить хотя бы небольшой храм. Тогда русский посол князь Алексей Борисович Лобанов-Ростовский (1824–1896 гг.) обратился с ходатайством в Санкт-Петербург и получил ассигнование на строительство в сумме 400 тыс. рублей.

 



 
PR-CY.ru