Словарь по христианству В ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП – распространённое в мифологии ряда народов представление о единичной древней (или же периодически повторяющейся) «божьей каре», ниспосланной на человечество или на всё живое на земле. Всемирный потоп может знаменовать окончание прежней и начало новой космогонической эпохи (пралая в индуизме). Первая фиксация мифа о Всемирном потопе, датируемая первой половиной II тыс. до н.э., – шумерская. От потопа, ниспосланного богами, чтобы уничтожить «семя рода человеческого», спасается на огромном корабле лишь праведный Зиусудра. В аккадском эпосе о Гильгамеше (середина II тыс. до н.э.) спасающийся от потопа Утнапиштим берёт с собой на корабль, который он строит по совету бога Эа, «семя всего живого». Во фрагментах другого аккадского эпоса («Эпос об Атрахасисе») ниспослание потопа мотивируется тем, что шум расплодившегося человечества мешает спать богу воздуха Энлилю. Мифологема Всемирного потопа нередко выступает фоном созидательной деятельности культурных героев и божеств-покровителей. Так, в индуистской мифологии Всемирный потоп послужил поводом для нисхождения Праджапати в аватаре рыбы ради чудесного спасения первочеловека Ману. Вавилоно-ассирийский эпос о Гильгамеше восходит к месопотамскому циклу, древнейшей версией которого является сказание о подвигах спасшегося от Всемирного потопа царя Зиусудры, обретшего бессмертие по воле солярного бога Уту. Аналогичная аккадская версия с царём Атрахасисом в качестве действующего лица датируется XVIII–XVII вв. до н.э. Археологические раскопки в Месопотамии подтвердили предположение историков, что в мифах о Всемирном потопе нашли отражение реальные, но локальные гидросферные катастрофы (IV–III тыс. до н.э.). Ряд учёных считают генетически связанным с Месопотамией древнегреческий миф о Всемирном потопе. Библейская легенда также, видимо, берёт своё начало в месопотамском цикле. По еврейскому мифу (Ветхий Завет), Всемирный потоп насылается за тяжкие прегрешения и истребляет «всё сущее с лица земли», за исключением праведника Ноя с его семьёй и пары «от всякой плоти» – семь пар чистых животных, семь пар нечистых и семь пар птиц. Они спасаются на ковчеге, построенном Ноем по велению Божьему. Варианты ближневосточного мифа о Всемирном потопе, вероятно, отражают в мифологизированной форме гигантское наводнение, происшедшее в долине Тигра и Евфрата на рубеже IV–III тыс. до н.э. Библейский миф о Всемирном потопе стал основой его мусульманского и мандейского вариантов. В армянской христианизированной мифологии с событиями Всемирного потопа связаны легенды о горах (Арарат, Сипан, Артос, Арнос). Аналогичные мифы имеются также в китайской мифологии, в мифологии майя. У североамериканских индейцев мотив Всемирного потопа оформился под влиянием проповеди христианских миссионеров, и представляет собой контаминацию библейских сказаний с эндемичными мифами о демиурге-ныряльщике, вытянувшем сушу из воды. Аналогом мифа о Всемирном потопе является древнеиранский миф о суровом морозе и наводнении после 1000 лет правления царя Иимы. Рассказ Корана о Всемирном потопе краток, но в целом повторяет библейский, хотя в нём появились новые отличительные черты: воды потопа горячие, Нух (Ной) теряет одного из сыновей, отказавшегося укрыться в ковчеге. Аллах отверг мольбу Нуха о его воскресении на том основании, что строптивый сын перестал быть членом семьи избранных, предназначенных к спасению (см. Коран). Помимо названных, мифологема Всемирного потопа присутствует в религиозных верованиях аборигенов Австралии, Полинезии и других народов.

 
PR-CY.ru