Словарь по христианству В ВОТИВЫ

ВОТИВЫ

ВОТИВЫ (вотивные предметы)  – жертвенные дары (от лат. ex voto – по обету, votivus – торжественно обещанный), которые было принято оставлять у могилы святого – в основном в виде стилизованных больных органов и частей тела, а также подношения божествам, святым или духам мест поклонения в виде ленточек и полотнищ материи, цветных ниток, волос, предметов одежды и обихода, небольших камней, рогов животных разных видов, денег и пр. Это действие производят по случаю принятия на себя определённого обязательства (обета), выражающегося в принесении жертвоприношения, обновлении культового сооружения, раздачи денег нуждающимся и пр., в случае исполнения высшими силами изложенной просьбы: о получении, приобретении чего-либо, освобождении от каких-либо бед, о счастливом окончании или благополучном совершении какого-либо задуманного дела. Кроме того, вотивные предметы могут подноситься на местах поклонения с богоугодной целью, без всяких условий, как пожертвование. Ещё франкский историк Григорий Турский (538/539 – 593/594 гг.) писал о «варварских суевериях» франков: они подвешивали на верёвках перед своими идолами изображения повреждённых конечностей, глаз, ушей, носа, сердца, живота и т.д., а также дары из золота и серебра и пищу – в надежде на исцеление и помощь. Этот языческий обычай достаточно прочно вошёл в практику христианства. Дары, обязательно размером в рост человека или весившие столько же, сколько и сам человек, складывались на стол вблизи гробницы святого как символическое самопожертвование, «заместительная жертва». Жертвовали огромные свечи (также в рост или в обхват человека) или носилки, доверху гружёные зерном, чтобы эти дары «заменили» собой жизнь того, кто просил себе исцеления. Люди побогаче жертвовали золотые и серебряные слитки, изображения домашних животных, продукты и пр. Бедняки довольствовались маленькими свечками и фигурками, которые лепили сами, как правило, из воска, который был дешёвым, пластичным и долго хранил форму.

 
PR-CY.ru