Словарь по христианству В ВОЛОНЧЕВСКИЙ Матвей-Казимир

ВОЛОНЧЕВСКИЙ Матвей-Казимир

ВОЛОНЧЕВСКИЙ Матвей-Казимир (1801–1875 гг.) – католический епископ телыпевской епархии, историк, литовский писатель-просветитель, много способствовавший просвещению жмудско-литовского народа. Родился в крестьянской семье, учился в школе в Жемайтийской Кальварии (1816–1821 гг.) и в духовной семинарии в Варняй (1822–1824 гг.), затем в семинарии в Вильне (1824–1828 гг.). После окончания рукоположён в ксёндзы, получил степень кандидата теологии, служил вероучителем и капелланом в школе в Мозыре и Крожах. В 1836 г. получил степень магистра теологии. С мая 1840 г. адъюнкт виленской римско-католической Духовной академии, в августе 1842 г. переведённой в Санкт-Петербург; профессор академии. В 1845 г. вернулся в Литву, получив назначение на должность ректора варняйской духовной семинарии. По булле папы Римского Пия IX (1846–1878 гг.) и указу царя в марте 1850 г. стал католическим епископом Жемайтии (Тельшевская, Тельшяйская епархия). Вёл просветительную работу, организовал приходские школы и библиотеки, заботился об издании литовских книг, сам издавал много брошюр и книг духовного, религиозно-дидактического содержания. Волончевский издал «Описание жемайтской епархии» (1848 г.), составленное им первоначально на польском языке, а потом уже по-литовски, а также кантички, «Библейскую историю», «Жития святых», «Катехизис», «Друг жмудских детей», «Псалмы Давидовы» и др. Для курляндских католиков было издано им несколько книг на латышском языке. В 1873 г. Волончевский написал «Pamietnik doinowy, który drukowanym nie bedzie» – мемуары, касающиеся, между прочим, восстания 1863 г., к которому он относился отрицательно. В декабре 1858 г. был избран действительным членом Виленской археологической комиссии. С мая 1861 г. – почётный член Ковенского губернского статистического комитета. Награждался орденами Св. Анны третьей степени (1847 г.), Св. Владимира третьей степени (1859 г.), Св. Станислава первой степени (1862 г.). Скончался в Ковне. По инициативе епископа Валанчюса в 1858 г. в Юрбаркасе при костёле возникло общество трезвости. Вскоре трезвенное движение охватило всю Ковенскую губернию и начало распространяться в Виленской и Гродненской губерниях. В Литве общества трезвости включали около миллиона человек. Они создавались при костёлах: мужчины клялись на алтаре или иконе Девы Марии не употреблять алкогольных напитков и следить за тем, чтобы этого не делали другие прихожане (нарушителей наказывали – запирали в колокольне, пороли и т.п.); в костёлах заводились книги со списками трезвенников. Общества трезвости образовывались без разрешения властей и в обход запрета давать какие-либо клятвы помимо присяги царю, тем самым нанесли значительный ущерб винокуренной промышленности (в Ковенской губернии в 1859 г. было закрыто 87 винокуренных заводов) и доходам казны (в литовских губерниях выплаченные сборщикам акциза жалования в 1860 г. превысили акцизные сборы от продажи алкогольных напитков) и как форма гражданской самоорганизации вызвали обоснованные опасения властей.

 
PR-CY.ru