Словарь по христианству В ВАСИЛЬЕВ Феодосий

ВАСИЛЬЕВ Феодосий

ВАСИЛЬЕВ Феодосий (ум. в 1711 г.) – расколоучитель беспоповской секты, основатель старообрядческого Феодосеевского согласия. Сын священника Крестецкого Яма Новгородской губернии Василия Евстратиевича и потомок рода бояр Усовых, после Смутного времени переселившегося из Москвы в Новгород. После смерти отца жители Крестецкого Яма насильно отвезли Феодосия в Новгород и представили митрополиту Корнилию для поставления на его место, но за «младость» он был определён лишь дьячком. Первое время службы Феодосий протестовал против исправлений патриарха Никона (1652–1666 гг.) и враждебно относился к православным, отделившихся от господствующей церкви. В 1690 г. под влиянием каких-то «боголюбивейших мужей» в нём совершился переворот, и он всенародно «диачества отречеся» и примкнул к расколу. «По святым правилом, от некоих правоверных христиан» Феодосий был перекрещен и наречён Дионисием. Вместе с ним были перекрещены и его жена, все дети и два брата. После этого он оставил Ям и поселился в соседнем с ним селе, где через некоторое время умерли его жена и дочь. По словам его «Жития», Феодосий, овдовев, «зело прилежаше добродетельному спеянию» и «прилежно чтяше» священные писания, «днём и нощию... поучашеся». Покончив с учением, он почувствовал в себе призвание к проповеди и начал обходить «страны, грады, веси и сёла», наставляя в истинах древнего благочестия. Вскоре Феодосий стал одним из «отцов» новгородской беспоповщинской общины и приобрёл такое решительное влияние на всю её жизнь и устройство, что впоследствии община стала носить его имя и называться Федосеевским толком. Уже около 1692 г. Феодосий ездил от имени общины в пределы Швеции, на Чёрную мызу, близ Нарвы, для обличения одного заблуждающегося брата. При его содействии в Новгороде 1 июля 1692 г. состоялся первый общинный Собор, отчасти по поводу упомянутой поездки (в 1694 г. второй подобный Собор прошёл под его главным руководством). Успехи нового расколоучителя встревожили новгородские власти, и те начали его разыскивать. Узнав об этом, Феодосий с матерью и сыном ушёл в 1699 г. за польскую границу, куда к нему в большом числе стали собираться из России его последователи. За границей он устроил две обширных обители (мужскую и женскую), встав во главе их. Отсюда время от времени Феодосий отправлялся в Россию для посещения своих последователей в Новгороде и Новгородском крае. В 1703 и 1706 гг. он заезжал на Выг для догматических споров с тамошними беспоповщинскими наставниками. По мере того как основанные им в Польше монастыри богатели, их существование делалось всё более затруднительным из-за постоянных вымогательств со стороны польских войск. «Не без утеснения им бяше» также и от русских войск, находившихся в пределах Польши по случаю Северной войны.

 



 
PR-CY.ru