ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ

ВСЕХ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ – первая неделя (воскресенье) после праздника Пятидесятницы, в которую совершается память всех святых. На Востоке появление памятей всех мучеников (или всех святых) относится, по крайней мере, к концу IV – началу V вв. В проповеди Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», сообщается, что этот праздник совершается через неделю после праздника Пятидесятницы. Среди песнопений Ефрема Сирина содержатся указания на празднование памяти всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий 411 г. указывает эту память в пятницу после Пасхи. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария, отражающем практику V–VII вв., 22 января указана память всех мучеников с последованием на литургии: тропарь четвёртого гласа «Радуйтесь, мученики Господни», чтения (прокимен из Пс. 115, Притч. 29:2–6, Ис. 65:13–18, Евр. 12:1–11, аллилуиарий со стихом из Пс. 88, Ин. 15:20–16. 5a), тропарь второго гласа на умовение рук «Изначальные установления», тропарь четвёртого гласа на перенесение Даров «Тебе жертва». Кроме того, 16 апреля в этом памятнике отмечается память «апостолов и всех святых, принявших их учение», без указания последования. Впоследствии в православной церкви установилась отмеченная уже у Иоанна Златоуста традиция праздновать память всех святых в первое воскресенье после Пятидесятницы. Продолжая собой празднование Пятидесятницы, Неделя всех святых указывает на то, что сонмы святых в разные эпохи просияли в мире по благодати Святого Духа. В соборном богослужении Константинополя IX–XII вв., согласно Типикону Великой церкви, Неделя всех святых имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис. 43:9–14a, Прем. 3:1–9; 5:15–6:3b) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс. 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым четвёртого гласа. Чтения на литургии: прокимен из Пс. 15, Евр. 11:33–12:2a, аллилуиарий со стихом из Пс. 33, Мф. 10:32–33, 37–38, 19:27–30, причастен Пс. 32:1. Для Недели всех святых Типикон Великой церкви указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне – память Пресвятой Богородицы и Её родителей Иоакима и Анны, в среду после Недели всех святых – Собор Пресвятой Богородицы. В послеиконоборческих византийских монастырских уставах (Студийском и Иерусалимском) служба Недели всех святых имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой церкви, дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до современных печатных изданий иерусалимского Типикона служба Недели всех святых излагается в целом одинаково. В этот день соединяются два последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поётся на повечерии либо в иной день).

 



 
PR-CY.ru