ВАЛЕРИ Поль - Страница 2

Детство Поля Валери прошло под сильным влиянием символистов, главным образом, Стефана Малларме и Шарля Пера Бодлера. С 1890 г. Поль Валери, замкнувшийся в кругу собственных изысканных мыслей и живущий созерцательной жизнью эстета, пишет стихи, которые печатает для небольшого круга утончённых и элегантных модернистов. Его читатели были объединены изданиями – «La Conque», которое редактировал Пьер Луис, и «Le Centaure» (его основателем был сам Поль Валери). В ночь на 4 октября 1892 г. во время сильного шторма Поль Валери пережил экзистенциальный кризис, который оказал огромное влияние на его писательскую карьеру. В конце концов, примерно в 1898 г. он вообще прекратил писать и почти двадцать лет не публиковал ни слова. Отчасти этот перерыв был вызван смертью его наставника, Стефана Малларме. Когда в 1917 г. Поль Валери, наконец, нарушает своё «великое молчание» публикацией поэмы «La Jeune Parque» («Юная Парка»), ему было уже сорок шесть лет. В 1920 г. ранние опыты поэта были изданы в виде двухтомного собрания «Album de vers anciens». Следующий сборник «Charmes» («Чары») характеризует Поля Валери нового периода – возврата к классицизму; он снова применяет чёткий десятисложник Франсуа де Малерба, забытый французами с XVII в. Провозглашение «чистой поэзии» является лозунгом новой французской эстетики, а диалогическая форма «Introduction à la méthode de Leonardo da Vinci» («Введение в метод Леонардо да Винчи»), «La soirée avec M. Teste» («Вечер с господином Тэстом») и «Autre soirée avec M. Teste»  – по замыслу является реставрацией философических бесед Платона. Несмотря на изысканную замкнутость своих стихотворных созерцаний, а может быть именно в силу того любопытства, которое возбуждало во французской интеллигенции это аристократическое отшельничество, случилось так, что анкета журнала «Connaissance» («Познание») дала Полю Валери титул лучшего поэта современности. Но помимо этого искусственного фактора – славы, добытой ажиотажем библиофилов-буржуа, Поль Валери заслуживает внимания исследователей как совершенно исключительный мастер французского стиха, следующий музыкальной традиции символистов. В этой области его мастерство действительно не превзойдено, а сочетание этого мастерства с интеллектуальной ясностью и образностью делает Поля Валери крупным явлением французской поэзии. Чрезвычайная абстрактность Поля Валери и то напряжение, которое требуется для восприятия его стихов, отвлекают читателя от жизни. Поэтому ничто так не характерно для вкусов эпохи, как избрание Поля Валери членом Французской Академии и предоставление ему кресла Анатоля Франса. Эта случайная преемственность знаменует собой интеллектуальное дезертирство Французской Академии перед очередными проблемами современности. Полное собрание стихов Поля Валери вышло в 1923 г. в издательстве «Nouvelle Revue Francaise». Гослитиздат выпустил в конце 1936 г. сборник его избранных произведений (стихов и прозы).



 
PR-CY.ru