«ВОНМЕМ»

«ВОНМЕМ» (церковнославянское – будем внимательны) – литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в некоторые важнейшие моменты богослужения. Хотя в Священном Писании этот призыв не встречается, в Ветхом и Новом Заветах присутствуют близкие к нему формы, образованные от того же греческого глагола. В Ветхом Завете они относятся к пророческой лексике и поучениям мудрых, означая наставления: «быть внимательными к повелениям Закона», «слушать Слово Господне», «смотреть за собой». В Новом Завете употребляются чаще как призывы «быть осторожными», «беречься» и т.п., а также «быть внимательными к услышанному». Иоанн Златоуст, называя призыв «Вонмем» общим голосом церкви, соотносит его с 1 Тим. 4:13. В раннехристианских текстах формы греческого глагола употребляются как призыв внимать словам Божьим (1 Клим 2:1), епископу, Богу и Его пророкам, себе. По крайней мере, с IV в. возглас «Вонмем» употреблялся на Востоке в составе литургии как призыв соблюдать благоговейную тишину во время чтения Священного Писания, во время анафоры, во время причащения. Эта практика укоренилась в церкви. Так, согласно современному православному чину Божественной литургии, «Вонмем» (отдельно или в составе развёрнутых возгласов) возглашается перед пением прокимна, чтениями Апостола и Евангелия, Символом веры, началом анафоры. Перед чтением Священного Писания «Вонмем» обычно произносится в сочетании с возгласом «Премудрость». Перед прокимном возглашаются «Вонмем» и «Премудрость», разделённые преподанием мира; перед Апостолом – в другом порядке: «Премудрость» и «Вонмем», между ними возглашается заглавие читаемой книги; перед Евангелием так же, но возглас «Премудрость» принимает развёрнутую форму, и сразу происходит преподание мира, а возглас «Вонмем» следует перед самим чтением. По аналогии с литургией «Вонмем» возглашается и на других службах перед чтением Апостола, Евангелия, паремий, пением прокимнов. На вечерне перед прокимном произносятся возгласы: «Вонмем», «Премудрость», «Вонмем» (на праздничной вечерне после первого «Вонмем» бывает ещё и преподание мира, на будничной вечерне возгласы обычно произносятся без перерыва). Перед паремиями, если они положены, произносятся возгласы «Премудрость» и «Вонмем», разделённые именованием заглавия читаемой книги; в период Великого поста «Вонмем» произносится и перед рядовыми прокимнами паремий. На утрене перед прокимном, по Типикону, должны произноситься возгласы «Вонмем», «Премудрость» (как на литургии, но без преподания мира), однако в современной богослужебной практике (как полагают исследователи, под влиянием чина вечерни) на утрене перед прокимном возглашается «Вонмем», «Премудрость», «Вонмем». Существуют и особые случаи употребления «Вонмем»: в чине таинства крещения (при помазании воды св. елеем и пении «Аллилуия») и по аналогии в чине освящения храма (при помазании престола святым миром).

 
PR-CY.ru