ВАХИАРИЙ - Страница 3

По мнению А. Мундо, автором второй редакции был Геннадий Марсельский, в то время как подлинный текст Вахиария содержится в первой редакции. В этом произведении автор излагает свои взгляды на учение о Святой Троице и Воплощении, на воскресение мёртвых, на происхождение души, на природу и происхождение демонов, на значение и пользу поста, на апокрифические книги. Сочинение изобилует библейскими цитатами, причём автор проявляет склонность к аллегорическому толкованию Священного Писания. После апологетического вступления автор переходит к рассуждению о Святой Троице, полностью соответствующему православному учению. Три Лица имеют единую сущность (substantia) с сохранением своих особенностей (habentiae), так что ни Отец не становится ни Сыном, ни Духом Святым, ни Сын Отцом или Духом, ни Дух Святой – Отцом или Сыном, хотя вместе они суть одна Божественная сущность. Отец, Сын и Дух Святой во всём равны между собой, но подчёркивается и важность особенных свойств каждого из Лиц Святой Троицы: Отец нерождённый, Сын рождённый, Дух Святой исходит от Отца (a Patre procedit). В вопросах о Воплощении Сына Божия Вахиарий ограничивается общей формулировкой, весьма близкой к Никео-Константинопольскому Символу веры: исповедуется действительное Воплощение Сына Божия, принявшего как тело, так и душу человека, Его истинное страдание и воскресение во плоти, вознесение во плоти на небеса и грядущее пришествие для суда. С вопросом о Воплощении тесно связано учение о приснодевстве Пресвятой Богородицы; Гельвидий, отрицавший приснодевство Богородицы и порицавший аскетизм, является единственным еретиком, осуждаемым Вахиарием, тогда как Ориген и Присциллиан, определённые элементы учения которых Вахиарий отвергает, нигде не названы еретиками. В вопросе о происхождении души Вахиарий осторожно говорит лишь о том, что душа человека сотворена, отвергая учение присциллиан о душе как части Божества, а также о том, что традуцианизм – рождение души от родителей. Относительно природы дьявола Вахиарий отвергает присциллианское заблуждение в том, что дьявол изначально зол по природе: Бог ничего не творит изначально злым, и зло дьявола, который был одним из ангелов, является следствием его отпадения от Бога по гордыне и собственной воле. Заканчивается «Книга о вере» рассуждением о пользе поста, предписанного церковью три раза в год; это нивелирует присциллианский взгляд, согласно которому пост должен быть возможно более частым, т.к. он является средством укрощения дьявола, властвующего над телом. Сочинение «О падшем» («De lapso»), или «Послание к Януарию о восставлении падшего» («Epistula ad Januarium de reparatione lapsi»), в средневековых рукописях фигурирует также под названиями «О покаянии» («De paenitentia») или «О плоде покаяния» («De fructu paenitentiae»).

 



 
PR-CY.ru