ВЛАХЕРНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 4

Иконографические и эпиграфические аналогии Влахернской иконы исследователи относят к XIII–XIV вв., что говорит о её возможном создании как копии одной из святынь этой эпохи, связанной с Влахернским храмом. Через 20 лет после привоза иконы в Россию из-за её ветхости потребовалась капитальная реставрация, поэтому, как полагают исследователи, основой для воссоздания послужила подлинная древняя реликвия. Потребность в изготовлении копии или в реставрации Влахернской иконы могла возникнуть во второй половине – конце XV в., когда после турецкого завоевания многие святыни были повреждены или безвозвратно утрачены. Таким образом, Влахернскую икону исследователи готовы датировать второй половиной XV в. Наиболее известны три копии Влахернской иконы, также выполненные в рельефе. Одна из них в XVIII–XIX вв. находилась в Высокопетровском монастыре в Москве, куда была пожертвована родом Дубровских, затем была передана в Исторический музей, ныне в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в Москве. Другая – родовая святыня Головиных – была вложена ими в Спасо-Влахернский монастырь села Деденёва под городом Дмитровом, в насточщее время в музее Андрея Рублёва. Эти копии, точно повторяющие по размеру и иконографии кремлёвский оригинал, были изготовлены в 1701 и 1705 гг. в технике деревянного рельефа с росписью темперой и имели сходные драгоценные оклады с чеканным текстом сказания о спасении Царьграда от нашествия врагов. Создателям копий было известно о том, что Влахернская икона представляет собой мощевик-реликварий. На фонах и венцах икон были устроены специальные углубления для св. мощей. Ещё одна копия (VII в. – датировка Г.В. Сидоренко, ныне в Третьяковской галерее) принадлежала роду Строгановых, а с середины XVIII в. Голицыных и хранилась в их усадьбе – селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой. Первое документальное упоминание о ней относится к 1716 г. Исследователи отмечают, что эта копия отличается более высоким рельефом и выполнена целиком в технике литья из воско-мастики. О возможности изготовления таких копий свидетельствует документ, содержащий указания по составу мастики и отливке, из сборника XVII в.: «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» (опубликован в XIX в.). Необычность техники, отличия в иконографии, а также семейные предания Строгановых и Голицыных о привозе царю Алексею Михайловичу не одной, а двух икон породили предположения о большей древности иконы. У исследователей есть сведения и о других рельефных и живописных повторениях чудотворного образа. Привоз в XVII в. в Москву Влахернской иконы – это часть целенаправленного процесса собирания святынь русским государством, осознававшим себя наследником Нового Рима – Константинополя, хранителем православия. Отношение к русскому царю как к будущему освободителю греков, а не только надежда на богатую милостыню побуждали греческих иерархов и торговых людей везти в Москву святыни, почитаемые всеми христианскими народами. Многие из этих реликвий после разорения Константинополя крестоносцами и турками оказались в руках частных лиц.



 
PR-CY.ru