ВЕСТВЕРК - Страница 2

Связь с имперской властью характерна не для всех вестверков. Большинство учёных признаёт, что эти сложные структуры возникли из литургических потребностей церкви. Так, в верхней капелле внутри вестверка церкви св. Рихария помещался престол в честь Спасителя, на котором служили во время праздников, связанных с именем Христа. По мнению К. Хайца, архитектура верхней капеллы иконографически связана с ротондой Гроба Господня в Иерусалиме. Судя по документам, доступ в капеллу был открыт мирянам, но во время богослужения они были отделены от монахов. Важность литургической функции вестверка подчёркивала высокая центральная башня (что отражено в Житиях святых, описывающих Центулу XI в.). На Пасху вся община собиралась в капелле для участия в литургии и драматическом действе, причём в галереях размещались хоры певчих (в Корвее обнаружены ранние граффити с записями музыки). В наземном этаже хранились 25 реликвий, связанных с жизнью Христа (так называемая капса майор). В своём первоначальном виде, с верхней капеллой, обычно освящённой во имя Спасителя, вестверк существовал недолго: уже в 976 г. такая же капелла была полностью разобрана при перестройке собора в Реймсе. С конца Х в. западная часть храма уже не воспринималась как место для размещения престола во имя Спасителя. Верхние западные капеллы и галереи всё чаще посвящались архангелу Михаилу или местным святым (в Уинчестере (971–980 гг.) капелла св. Суитина). Изменилось и решение интерьера вестверка: в Х в. в церквах Спасителя в Вердене и св. Пантелеимона в Кёльне криптообразное помещение нижнего уровня отсутствует, а центральная часть решена как единое пространство, иногда связанное с главным объёмом (Кёльн). Однако снаружи эти изменения не выражены. Объём вестверка с башнями, колокольнями и деревянными шатрами придавал храмам раннего Средневековья вертикальность в отличие от раннехристианских построек, где господствовала горизонтальная композиция. Вестверки продолжали строить даже после того, как он утратил литургическую функциональность. Такие формы, как увенчанный башней объём над входом, капелла или галерея над проёмом главных дверей и двубашенный фасад (так называемый гармоничный фасад), стали фундаментальным элементом романского и готического храма в X–XII вв. в Западной Европе. Связь эпохи Каролингов с романским искусством обеспечили памятники Нормандии, например, храмы аббатств Жюмьеж (1040–1067 гг.) и Сент-Этьен в Кане (построен Вильгельмом Завоевателем); отсюда вестверк попал в англо-норманнскую архитектуру. Исследователи рассматривают вестверк как вариант развития раннехристианского нартекса в Средние века. Альтернативное ему, хотя и схожее во многом развитие представляют церкви Древней Руси: западный фасад часто фланкируют башни с лестницами: в некоторых случаях две, как в соборах Спасском в Чернигове (первая половина XI в.) и Святой Софии в Киеве (1037–1045 гг.), наземный этаж перекрывается сводом и сообщается с наосом, а верхний (хоры) образует зальный объём с прилегающими палатками, открывающийся в пространство церкви. Как и в Западной Европе, залы на хорах русские князья использовали для приёмов.



 
PR-CY.ru