ВАЛЬДА ТЕНСАЭ

ВАЛЬДА ТЕНСАЭ (эфиоп. – «сын Воскресения») – эфиопский богослов конца XVII – начала XVIII вв. Был учеником эфиопского богослова аввы Евстафия (XVII в.) из монастыря Азэзо, построенного ещё иезуитами в 1621 г. и названного Ганата Иясус, т.е. «сад Иисусов». В это время внутри Эфиопской церкви разгорелся ожесточённый христологический спор о «соединении» и «помазании». На Соборе в 1681 г. одни утверждали, что соединение Божества и человечества во Христе есть объективное условие для помазания человечества Христова Святым Духом, вследствие этого человечество восстанавливается в прославленном состоянии. Другие полагали, что через помазание Святого Духа, предшествующее соединению, Христос становится единым существом, Сыном Божьим по природе. Расколов эфиопское духовенство, этот спор стал угрожать и расколом общества. Понимая опасность такого развития и для Эфиопской церкви, и для христианского царства, эфиопский царь Иясу I созвал в апреле 1697 г. Собор для преодоления раскола, где Вальда Тенсаэ вместе со своим братом Тээмэрте попытались примирить враждующих, выдвинув тезис о соединении через помазание. Выдающийся русский историк церкви Василий Васильевич Болотов оценил богословскую позицию Вальда Тенсаэ достаточно высоко. По его мнению, формула Вальда Тенсаэ устраняет предмет спора, поскольку «соединение» и «помазание» – это одно и то же. По его словам, «помазание» означает только способ, которым соединились два естества во Христе, и «из двух естеств Христос стал единым «бахрый», тем единым естеством-лицом, какое монофизитская церковь исповедует в Нём по соединении». Однако царь Иясу I не воспользовался формулой Вальда Тенсаэ для разрешения спора. Идя навстречу большинству на Соборе, царь арестовал Вальда Тенсаэ и его брата и отослал их к митрополиту Марку для последующих отлучения и ссылки; братья покаялись и отлучению не подверглись, но были оставлены под надзором при митрополичьей резиденции. Однако, созывая Собор за Собором, царь не мог прекратить этой распри и, раздражённый неудачами, прибег к репрессиям против непримиримого духовенства, что кончились для него трагически: в 1706 г. он был низложен своим сыном Такла Хайманотом и вскоре убит. Новый царь в 1707 г. созвал специальный Собор по поводу тезиса Вальда Тенсаэ и его единомышленников. Вальда Тенсаэ был осуждён Собором, отлучён и отдан мусульманскому работорговцу для продажи на невольничьем рынке в Массауа.

 
PR-CY.ru