ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ - Страница 2

Основное содержание «Книжицы о вере» заключается в анализе и опровержении постулатов, высказанных в трактатах иезуитов Петра Скарги «О единстве Церкви Божией под единым пастырем» (1577 г.) и Бенедикта Гербеста «Веры Церкви Римской выводы и история греческой неволи до унии» (1586 г.), а также в критике календарной реформы 1582 г. (введение григорианского календаря). Сочинение Василия Суражского состоит из предисловия и шести разделов, каждый из которых посвящён особой теме: единство веры во Христе, вопрос об исхождении Святого Духа, критика мнения католиков о главенстве Римского папы, необходимость служения литургии на квасном хлебе, а не на опресноках, критика григорианского календаря. Шестой раздел направлен против протестантов и защищает необходимость почитания святых икон и украшения храмов. Кроме того, в книге Василия Суражского рассмотрены католические представления о чистилище, католическая практика субботнего поста, вопрос о браке священнослужителей, различия между католической и православной литургией. Доказательства православного полемиста основаны на обширной подборке цитат из Священного Писания и трудов св. отцов и православных богословов первой половины XVI в. Максима Грека, старца Артемия и Василия Никольского. Таким образом, «Книжица о вере» представляет собой энциклопедию полемического материала, рассчитанную на ученого-полемиста. «Книжица о вере» имела широкое распространение в восточнославянском регионе и оказала влияние на авторов «Перестроги» и «Вопросов и ответов православному с папежником» (по мнению И.З. Мыцко, автором второго сочинения был Василий Суражской, однако доводы исследователя не всем кажутся достаточно убедительными), на Иоанна (Вишенского), Стефана Зизания, Мартина Броневского (Христофора Филалета), захарию (Копыстенского), отдельные положения «Книжицы о вере» вошли в «Кириллову книгу» (М., 1644 г.).



 
PR-CY.ru