Словарь по христианству С СЕРГИЙ, Дружинин Иван Прохорович

СЕРГИЙ, Дружинин Иван Прохорович

СЕРГИЙ, Дружинин Иван Прохорович (1863–1937 гг.) – епископ Нарвский, викарий Ленинградской епархии, один из основоположников и лидеров «иосифлянского» движения в Русской церкви. Родился в зажиточной крестьянской семье, получил домашнее образование. С 1881 г. жил в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре, с 9 сентября 1887 г. – в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, с 4 декабря 1889 г. – послушник. 24 сентября 1894 г. был пострижен в монашество, с 20 ноября 1894 г. – иеродиакон, с 24 апреля 1898 г. – иеромонах, в сентября 1894 г. – помощник ризничего, с 9 января 1902 г. – ризничий Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. С 1900 г. был духовником великих князей Константина Константиновича (1858–1915 гг.) и Дмитрия Константиновича (1860–1919 гг.), а также детей великого князя Константина Константиновича. Был убеждённым монархистом. Спустя много лет, на допросе в ОГПУ говорил, что «факт отречения Государя от престола я встретил с огромным сожалением, скорбел за помазанника Божьего, так как я лично был самым тесным образом связан с интересами династии и был всем обязан царскому строю». В 1904–1905 гг. был направлен военным священником в Маньчжурию, в действующую армию. С 6 мая 1915 г. – настоятель Сергиевой пустыни под Петербургом, архимандрит. Октябрьскую революцию, по его словам, «воспринял как тягчайшее бедствие для страны, означающее безвозвратную гибель прежней России». В начале 1919 г. был изгнан монахами из монастыря (часть насельников не любили его за строгость) и был вынужден переехать в Александро-Невскую лавру. С 1920 г. – настоятель приходской церкви Андрея Критского, расположенной в трёх км от Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Пользовался уважением прихожан. В 1924 г. было собрано несколько тысяч подписей в поддержку просьбы о его епископской хиротонии, однако епископский совет епархии выступил против (видимо, из-за отсутствия у кандидата богословского образования). С 23 ноября 1924 г. – епископ Нарвский, викарий Ленинградской епархии; хиротонию возглавил патриарх Тихон (Беллавин; 1917–1925 гг.). Продолжал служить в своём храме, в 1926–1927 гг. – в Троицком Измайловском соборе, храме бывшего Синодального подворья, Покровской церкви на Боровой ул. и особенно в кафедральном соборе Воскресения Христова. В 1927 г. – начале 1928 г. несколько месяцев именовался епископом Копорским, а затем снова Нарвским. Был сторонником митрополита Иосифа (Петровых), выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородского), 26 декабря 1927 г. вместе с епископом Димитрием (Любимовым) подписал акт отделения от митрополита Сергия, убедившись, «что но¬вое направление и устроение русской церковной жизни, им принятое, ни отмене, ни изменению не подлежит». 30 декабря того же года митрополит Сергий запретил его в служении. Епископ Сергий ненадолго отказался от своей оппозионности, но уже в январе 1928 г. вернулся к прежней позиции и не признал своё запрещение в служении, стал одним из лидеров «иосифлянского» движения. 12 октября 1928 г. вместе с епископом Димитрием тайно хиротонисал во епископа Максима (Жижиленко). После ареста Димитрия в ноябре 1929 г. был управляющим иосифлянской Ленинградской епархией. 7 декабря 1930 г. был арестован. Постановлением Коллегии ОГПУ от 8 октября 1931 г. был приговорён к пяти годам лишения свободы. Монархических убеждений не скрывал, мужественно вёл себя на следствии, заявив: «За всё, что большевики совершили и продолжают совершать, за расстрелы духовенства и преданных Церкви Христовой, за разрушение Церкви, за тысячи погубленных сынов отечества большевики ответят, и русский православный народ им не простит. Я считаю, что у власти в настоящее время собрались со всего мира гонители веры Христовой. Русский православный народ изнывает под тяжестью и гонениями этой власти…» Отбывал срок в Ярославской тюрьме особого назначения. 7 октября 1935 г. был приговорён Особым Совещанием при НКВД к ссылке в Марийскую автономную область на три года, жил в Йошкар-Оле, тайно служил, местное население чтило его как святого старца. 7 октября 1937 г. арестован по обвинению в том, что «являясь ссыльным за к-р. деятельность, …определил себя к-р. монархическо-церковным элементом в городе, среди населения ведёт к-р. деятельность, а также объединяет своим руководством все к-р. группировки ИПЦ в МАССР». Виновным себя не признал, ни одного имени не назвал. 11 сентября 1937 г. Тройкой Управления НКВД по Марийской АССР приговорён к высшей мере наказания, расстрелян 17 сентября 1937 г. в подвале Йошкар-Олинской тюрьмы.

 
PR-CY.ru