Словарь по христианству С СИКСТ IV - Страница 2

СИКСТ IV - Страница 2

Так, Сикст IV продолжил спор с королём Людовиком XI, который оставил в силе «Прагматическую санкцию» 1438 г., согласно которой папские декреты должны были получить королевскую санкцию, прежде чем могли быть обнародованы во Франции. Этот документ был краеугольным камнем привилегий галльской церкви, а король пытался маневрировать в отношениях с папой, рассчитывая заменить короля Фердинанда I Неаполитанского (1458–1494 гг.) из династии Трастамара французским принцем. Людовик XI был в конфликте с папством, и Сикст IV мог помешать планам короля. 1 ноября 1478 г. Сикст IV издал буллу «Exigit Sincerae Devotionis Affectus», которая создавала инквизицию в Королевстве Кастилии. Папа согласился её издать под политическим давлением со стороны Фердинанда II Арагонского (1452–1516 гг.). Тем не менее, папа поссорился с королём из-за прерогатив инквизиции и осудил наиболее вопиющие злоупотребления в 1482 г. Как правитель Папской области Сикст IV убедил венецианцев напасть на Феррару, которую он хотел передать в руки своего племянника. Герцог Феррары Эрколе I д’Эсте (1431–1505 гг.) был связан с семьями Сфорца в Милане и Медичи во Флоренции, а также с королём Неаполя, который считался защитником папства. Разгневанные итальянские князья заставили Сикста IV заключить мир к его великому неудовольствию. За отказ прекратить боевые действия, которые он сам и инициировал, Сикст IV в 1483 г. наложил на Венецию интердикт. В 1482 г. папа опубликовал нормы, определяющие границы деятельности инквизиции в Испании, подчиняя её управлению великого инквизитора, первым из которых стал известный своей жестокостью монах-доминиканец Томас де Торквемада (1420–1498 гг.). В 1482 г. папа канонизировал средневекового францисканского теолога Бонавентуру (около 1218 – 1274 гг.). Сикст IV в 1471 г. первым объявил о введении предварительной цензуры на книги (духовного содержания), в 1475 г. начал подготовку к календарным преобразованиям и исправлению пасхалии. С этой целью в Рим из Нюрнберга был приглашён выдающийся астроном и математик Региомонтан (Иоганн Мюллер, 1436–1476 гг.). В 1476 г. Сикст IV ввёл праздник Непорочного зачатия Девы Марии, отмечаемый католической церковью 8 декабря. Большое внимание папа уделял развитию искусства, немало энергии тратил на украшение Ватикана, привлекая многочисленных художников и скульпторов. В частности, Сандро Боттичелли (1445–1510 гг.) расписывает в 1481–1482 гг. Сикстинскую капеллу (его фрески «Юность Моисея», «Наказание Корея» и «Исцеление прокаженного» вошли в сокровищницу мирового искусства). Именем Сикста IV названы Сикстинская капелла при папских покоях в Ватикане и парадный зал Ватиканской апостольской библиотеки. Кроме восстановления водопровода папа восстановил 30 ветхих церквей Рима, в том числе Сан-Витале (1475 г.) и Санта-Мария-дель-Пополо, а также построил семь новых, превратив Рим в столицу Ренессанса. Ещё в начале своего понтификата Сикст IV пожертвовал несколько исторически ценных римских скульптур, вошедших в основу папской коллекции искусства, которая в конечном итоге переросла в первый в мире публичный музей – Капитолийский. Папа был также покровителем наук, издал буллу, позволявшую епископам передавать тела казнённых преступников и неопознанные трупы врачам и художникам для вскрытия. Именно этот доступ к трупам позволил анатому Андреасу Везалию (1514–1564 гг.) завершить в 1543 г. революционный трактат «О строении человеческого тела» (учебник в семи книгах). Несмотря на всё это, введением инквизиции в Испании Сикст IV навеки заклеймил свое имя. После его смерти римляне ликовали, громили его приверженцев и особенно дворцы племянников. Гнев и ненависть были настолько сильными, что были уничтожены даже великолепные сады, принадлежавшие папе и его сподвижникам. Во время разграбления Рима в 1527 г. была разрушена и могила папы Сикста IV. Ныне его останки вместе с останками его племянника папы Юлия II (Джулиано делла Ровере) похоронены в базилике Святого Петра. Место захоронения отмечает простой мраморный надгробный памятник. Бронзовый памятник работы Антонио дель Полаийоло (1433–1498 гг.) в виде гигантского ларца находится в подвале казначейства базилики Святого Петра. Его верхняя часть изображает папу в лежачем положении. По бокам – рельефные панели, изображающие аллегорические женские фигуры искусства и науки (грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, живопись, астрономия, философия и теология). Каждая фигура включает в себя дуб («Ровере» на итальянском языке) – символ Сикста IV. Несмотря на несомненные заслуги в развитии культуры эпохи Возрождения, понтификат Сикста IV, который в большой степени способствовал обмирщению папской курии, был в целом критически оценён многими церковными писателями и историками. Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) писал: «Папа этот был первым, который доказал, насколько большой властью он располагает и сколько дел, которые впоследствии оказались ошибками, можно скрыть под плащом папского авторитета». См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru