СОМНЕНИЕ

СОМНЕНИЕ – психологическое состояние, характеризующееся недоверием или неспособностью принять решение; неуверенность, колебание в том, следует ли принимать в качестве истинного или правильного какое-то утверждение или систему утверждений, либо гносеологическая процедура, сопровождающаяся воздержанием от осуждения. В зависимости от характера утверждения говорят о сомнении в истинности описания или сомнение в эффективности (правильности) оценки; в зависимости от той области, к которой относится сомнение, оно может быть теоретическим, нравственным, религиозным и т.д. Обычно различают две формы сомнения: 1) колебание, происходящее из неуверенности или невозможности предпочесть тот или иной способ мысли и действия; 2) философское сомнение как фундаментальная гносеологическая и методическая операция, основанная на сознательном решении сомневаться, которая в истории философии представлена двумя формами: скептицизмом и методическим сомнением. Родоначальником скептицизма является Пиррон из Элиды (IV в. до н.э.). Скептическое сомнение, отправляясь от идеи Демокрита (около 460 – около 371 гг. до н.э.) о недостоверности знания, носит радикальный и универсальный характер и ведёт к признанию невозможности различить истину и ложь. В дальнейшем скептическое сомнение принимает характер неизбежной теоретической универсалии (ставить под сомнение любые основания) и приводит к агностицизму (Дэвид Юм). Методическое сомнение в виде апории (трудноразрешимой проблемы) впервые появляется в сократических диалогах Платона (428/427 – 348/347 гг. до н.э.). Августин Блаженный (354–430 гг.) в полемике против академиков, отрицая принцип воздержания от суждения, указал на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося, а следовательно, на возможность истинного суждения. На этом принципиальном положении основан метод сомнения в философии Рене Декарта (1596–1650 гг.), призывающего отвергнуть как абсолютно ложное всё, что способно вызвать хоть малейшее сомнение, чтобы увидеть, что останется несомненным. Таким образом, оба они придавали сомнению важное методологическое значение, считая его предварительной ступенью познания. При этом Р. Декарт настаивал на необходимости возможно более полного и радикального сомнения и считал, что вполне достоверно лишь положение «Я мыслю, следовательно, я существую». В отличие от скептицизма методическое сомнение имеет предварительный характер, однако также является радикальным (никакого промежуточного состояния между истиной и ложью) и подвергает сомнению все основания, когда-либо принятые на веру. Философское сомнение носит целиком волюнтаристский и рациональный характер, поскольку оно основано на чистом решении и мотивировано рассудочными причинами сомневаться. В философии XX в. отношение к сомнению усложнилось, и оно перестало считаться необходимым предварительным условием познания. Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889–1951 гг.) полагал, что нельзя начинать с сомнения, поскольку для него всегда нужны веские основания, и что есть категория утверждений, в приемлемости которых сомневаться вообще неразумно. Выделение этих классов утверждений непосредственно обосновывается системным характером человеческого знания, его внутренней целостностью и единством. Связь обосновываемого утверждения с той системой утверждений, в рамках которой оно выдвигается и функционирует, существенным образом влияет на эмпирическую проверяемость этого утверждения и, соответственно, на ту аргументацию, которая может быть выдвинута в его поддержку. В контексте своей системы («практики», «языковой игры», по выражению Л. Витгенштейна) утверждение может приниматься в качестве несомненного, не подлежащего критике и не требующего обоснования, по меньшей мере, в двух случаях. Во-первых, если отбрасывание этого утверждения означает отказ от определённой практики, от той целостной системы утверждений, составным элементом которой оно является. Например, утверждение «Небо голубое» не требует проверки и не допускает сомнения, иначе будет разрушена вся практика визуального восприятия и различения цветов. Сомневаясь в утверждении «Солнце завтра взойдёт», мы подвергаем сомнению всю естественную науку. Сомнение в достоверности утверждения «Если человеку отрубить голову, то обратно она не прирастёт» ставит под вопрос всю физиологию и т.д.

 



 
PR-CY.ru