Словарь по христианству С СИМВОЛ ВЕРЫ - Страница 3

СИМВОЛ ВЕРЫ - Страница 3

Само название «Символ веры» в древностью церковью не применялось. В первый раз оно встречается у Амвросия Медиоланского (около 340 – 397 гг.) в его «послании» к папе Сирицию (384–399 гг.). Обычай называть «исповедания веры» символами – западный, и сами слова «Символ веры» вошли в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название «учения веры». Восточные Отцы церкви и Соборы и в IV в. не давали «исповеданиям веры» имени «Символ веры», называя их «изложениями веры», или «верой». Ириней Лионский (около 130 – 202 гг.) и Тертуллиан, указывая на формы Символа веры, существовавшие в разных церквах, говорят о них не как о чём-то новом, а как об апостольском предании (1 Тим. 6:12; 1 Петр. 3:21). Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет «правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений», и замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крещающим пресвитером, причём «вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии». Кирилл Иерусалимский (315–386 гг.) Символ веры иерусалимской церкви, сохранённый им в надписях его огласительных вероучений, называет «святой и апостольской верой». Макарий Иерусалимский (ум. в 335 г.), по свидетельству греческого историка второй половины V в. Геласия Кизического, на Никейском соборе тот же иерусалимский Символ веры назвал «апостольской непреложной верой, которую церковь Христова хранит изначально, по преданию от Самого Господа, через апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить вовеки». Иоанн Кассиан Римлянин (около 360 – около 435 гг.), приводя текст антиохийского Символа веры, замечает, что в нём изложена вера всех церквей, т.к. одна вера для всех. Александрийский епископ Александр (ум. в 326 г.) называет александрийский Символ веры «апостольскими догматами Церкви», т.е. получившими начало от самих апостолов. Из всех древних Символов веры современная наука с особым вниманием останавливается на апостольском Символе веры, который Римская церковь считает во всём его составе произведением апостолов. С точки зрения православной церкви, завершительным актом в области Символа веры служит Никео-Цареградский Символ, использование которого в евхаристической литургии начинается на Востоке в конце V в., а на Западе – с начала XI в. Церковным Собором в Толедо (589 г.) во второй член этого Символа веры была сделана вставка, согласно которой Святой Дух исходит не только от Отца, но «и (от) Сына» (см. Филиокве). Эта формулировка постепенно утвердилась в Западной церкви, а в XI в. была окончательно принята Римом и стала важнейшим догматическим расхождением в Восточной церковью, оказав влияние на развитие западной теологии. В настоящее время Никео-Цареградский Символ веры является основным «минимальным» выражением христианского вероучения, а различия в его тексте – предметом экуменического богословского диалога православия и западных конфессий. В православной церкви этот Символ веры выполняет функцию исповедания веры, которое произносит принимающий крещение (в случае крещения младенцев – восприемник), а также вся церковная община – во время евхаристической литургии непосредственно перед анафорой (благодарственной молитвой священника, во время которой происходит освящение Святых даров). См. также Христианство.



 
PR-CY.ru