Словарь по христианству Р РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ

РОМАН СЛАДКОПЕВЕЦ (вторая половина V в.) – христианский лирический поэт-гимнограф, автор церковных песнопений, до сих пор используемых в православии. Уроженец Сирии, Роман, прозванный потомками «Сладкопевцем», ничем не был связан с воспоминаниями об античной Греции, служил диаконом в одной из бейрутских церквей и писал в традиции, связанной с почином богослова и поэта Ефрема Сирина (около 306–373 гг.). При императоре Анастасии I (491–518 гг.) он прибыл в Константинополь, где служил в церкви Богоматери и вначале, ничем не выдаваясь, вызывал даже насмешки. Согласно легенде, однажды, после горячей молитвы, накануне Рождества Христова Роману во сне явилась Богородица, вручила ему свиток и велела его проглотить. Пробудившись и почувствовав вдохновение, он взошёл на амвон и по вдохновению свыше начал петь новый церковный гимн «Дева днесь Пресущественнаго рождает» (за которым последовали и другие песни). Роман Сладкопевец создал форму так называемого кондака – литургической поэзии, состоящей из вступления, которое должно подготовить слушателя, и не менее 18 строф, а также икоса. Источниками кондакарного жанра для него послужили, в первую очередь, жизнеописания мучеников (см. Мученичество), памяти которых в то время отводилась немалая часть времени богослужения. В кондаке часто встречается диалогическая драматизация библейского повествования, обмен репликами, живое «разыгрывание в лицах». Роман перенёс в поэзию достояние ритмической прозы: аллитерации, ассонансы и рифмы. Ему принадлежат первые в истории византийской поэзии (да и вообще в истории европейской поэтической традиции) стихи, в которых рифма может стать почти обязательным фактором художественной структуры. Роман Сладкопевец считается основоположником тонического способа стихосложения (исследователи отмечают, что в греческих оригиналах его гимны отличаются особым размером и ритмом). Исследователи не исключают, что ему же принадлежит и создание так называемых хайретизмов, т.е. парных строк «Акафиста Богородице». С обновлением форм Роман Сладкопевец соединяет душевную теплоту, цельность эмоции, наивность и искренность нравственных оценок. Более того, чисто религиозная по своей тематике его поэзия гораздо больше говорит о реальной жизни того времени, чем слишком академическая светская лирика эпохи Юстиниана I Великого (527–565 гг.). Постепенно в богослужебной практике совершился переход к новой гимнографической форме канона, и творческое наследие Романа Сладкопевца уступило ему место, поскольку кондакарный жанр каноном был вытеснен. Православная церковь причисляет Романа Сладкопевца к лику святых. Немецкий византинист Крумбахер (1856–1909 гг.), издавший полное собрание его гимнов, признаёт, что по поэтическому дарованию, одушевлению, глубине чувства и возвышенности языка он превосходит всех других греческих песнопевцев.

 
PR-CY.ru